Немецкие тяжелые танки

/Регистрация

Многие, кто когда-либо интересовался историей Второй мировой, видели фотографии немецких тяжелых танков и слышали про обозначения: Тигр I, Тигр II (Королевский тигр), Пантера, Фердинанд и даже Маус. Эти названия прочно вписались в историю и обросли множеством домыслов и мифов.

Немецкие тяжелые танки Второй мировой войны были очень грозными боевыми единицами на полях сражений. По защищенности и бронепробитию немецкий тяжелый танк "Королевский Тигр" был абсолютным лидером во время войны. Однако "король" не явился из ниоткуда.

Когда стало ясно, что "Блицкриг" не достиг своей цели, и бронетехника СССР существенно превосходит немецкую, была форсирована разработка новых танков. Двум фирмам, "Хеншель и Сын" и "Порше", поступили заявки на создание нового оружия для Третьего рейха. Итоговым результатом стал немецкий тяжелый танк Тигр I.

Причем два конкурента представили абсолютно разные проекты. Фирма "Хеншель" пошла по традиционному пути и взяла компоновку PzKpfw IV, а также применила "шахматную" подвеску Книпкампа, обеспечивающую плавность хода.

Фердинанд Порше попробовал перенести свой новаторский подход в танкостроение, разработав новую подвеску и электротрансмиссию. Они имели определенные преимущества по сравнению с решениями "Хеншель". Благодаря эффективным продольным торсионам в подвеске устанавливался лишь один ряд катков, а не три. Что положительно сказывалось на ремонтопригодности.

А электрическая трансмиссия делала максимальную скорость вперед и назад одинаковой. Однако, они были намного сложнее в производстве и требовали больше редких ресурсов. По этим причинам в серию пошел традиционный вариант "Хеншель".

Но, не обошлось без казуса: башни Хеншеля проектировались под 75 мм пушку, которая в 1942 году уже не соответствовала потребностям Вермахта. Из-за этого была взята башня Порше.  Кстати, Фердинанд Порше был крайне уверен в победе своей версии Тигра и заранее начал производство. Уже созданные шасси позднее переделали в ПТ-САУ "Фердинанд".

Помимо этого, в сорок втором году фирма MAN представила миру PzKpfw V, получивший обозначение "Пантера". Вопреки бытующему мнению — Пантера не является тяжелым танком. Из-за калибра орудия в 75 мм она считалась танком со средним вооружением. То есть средним танком.

После начала выпуска Pzkpfw V и VI танки Вермахта стали сильнейшими на полях сражений. Однако немецкое командование понимало, что в скором времени инженеры-конструкторы СССР сделают ответный ход. Поэтому была разработана концепция танка, имевшего повышенную защиту и мощное вооружение.

Предполагалось, что подвижностью при этом можно пренебречь, ибо атаки будут производится из засад и большой дистанции. Данный подход привел к созданию таких машин, как "Королевский тигр" и Pzkpfw VIII "Мышь".

Королевский тигр являлся укрупненной версией обычного Тигра. Больший размер позволил разместить на нем башню с более мощным орудием, а также усилить бронирование. Причем повышение защищенности достигалось не только увеличением толщины листов брони, но и изменением геометрии их расположения. Фотографии немецких тяжелых танков наглядно это показывают.

Первый Тигр имеет квадратную форму, в то время как Второй более обтекаем. Наклонное расположение лобовых бронелистов значительно увеличивает эффективную толщину брони и делает танк менее уязвимым с фронта.

Маус был проектом фирмы Порше по созданию сверхтяжелого танка. "Мышонок" имел рекордную массу в 189 тонн. Предполагалось, что вооружен этот монстр будет 150 мм пушкой, однако история внесла свои коррективы. Это орудие попросту не успели создать. В итоге он получил 128 мм пушку, спаренную с 75 мм.  Бронирование этого танка делало его практически неуязвимым для полевых орудий и бронетехники противника.

Толщина броневых листов по кругу составляет 200/185/160 (лоб/борт/корма) для корпуса и 220/210/210 для башни. Было создано всего два экземпляра, которые не успели на фронт. Единственный ныне Маус находится в Кубинке.