Категория: статьи
Прототип Т 48 с оригинальным башней и командирским люком и оригинальным 90-мм. орудием, так же хорошо видны детали подвески
После продвижения в Пакистан к северу от Ферозепора 6 сентября того же года индийцы были оттеснены пакистанским давлением. Индийцы отступили к своей отправной точке в Хем Каране, но устроили ловушку. В районе Асал-Уттар на левом фланге была река, а справа - канал. Индийцы отрезали канал, чтобы затопить его, что сделало невозможным продолжение пакистанского наступления.
История, детально изложенная Д. Р. Манкекар в книге “Двадцать два роковых дня” (Манактатон, Бомбей, 1966), гласит: «Утром 8 сентября враг пришел с двумя взводами M24 Чаффи и одним взводом танков Паттон, всего 15 машин входили в разведгруппу. Они ударили по нашим позициям, находившимся около главной дороги. «В ту ночь вся вражеская разведгруппа вернулась невредимой. Это была критическая ночь, так как были задействованы танки, а мы их использовать не могли. Паттоны могли видеть своими инфракрасными фарами, а наши шерманы, были ночью «слепы» .
Но вступила индийская артиллерия и проделала большую работу. 9 сентября индийская бронетанковая бригада была срочно отправлена на место происшествия. Указание - держать строй в виде подковы, в которую должен был попасть противник. В тот день Пакистанцы начали третью атаку на позиции нашей пехоты, эта атака тоже была отброшена.
10 сентября противник начал полномасштабное наступление, пехота двигалась сразу за фалангой (боевой строй) танков. К основной битве танки присоединились в 08.30. Не сумев сходу пробить наши позиции, вражеская бронетехника попробовала атаковать с правого фланга, своего рода правый крюк, с целью обойти сзади позиции нашей пехоты .
Но далеко позади, скрытый в зарослях сахарного тростника, их ожидал взвод “Центурионов” . В тот момент, колонна Паттонов повернула, обнажив для наших танков свои борта, Центурионы выехали из укрытия и повергли противника в замешательство. Мы захватили 15 танков без повреждений, с их работающими двигателями и экипажами, готовыми сдаться.
T48 с развернутой к карме башней и закрепленным орудием в походном состоянии в замке, на фотографии видны задние фары со светомаскировкой и ящик с телефонной трубкой для связи с экипажем находящемся внутри танка
Враг предпринял еще одну попытку, на этот раз более широкое вторжение с флангов, в попытке добраться до позиций нашей артиллерии, но это сыграло с ними злую шутку, к тому же они попали в челюсти другой линии наших центурионов. Из-за необходимости сражаться на полях сахарного тростника и кукурузы и всматриваться в 9-футовую (около 2,5м 1 фут 30см) зрелую густую культуру, видимость Паттона была уменьшена до тысячи ярдов (примерно 900м 1 ярд 0.91м), что совпадает с возможностями Центуриона. Таким образом, Паттон потерял свои преимущества. С другой стороны, довольно много тяжелых Паттонов увязло в затопленной мягкой почве после того, как мы пустили воду из Рохи (канал).
Командир роты встал в башне ведущего Паттона. Танк попал на мину и вспыхнул в огне, командир и экипаж погибли мгновенно. Их смерть спасла остальных. Последовавшие за этим танки сразу заметили, что капитан недостаточно повернул, чтобы объехать заминированный участок. Они взяли чуть больше на юг через дюны, а затем повернули на запад, затем на север, обогнув окопы.
За танками, следовавшими по тому же пути, следовала моторизованная пехота на полугусеничных бронетранспортерах М3. Танки начали наводить орудия, чтобы нанести мощный удар и добить артиллерийские позиции. Пехота должна была углубиться в тыл и атаковать главную линию траншей сзади, пройдя сквозь рыхлые дюны, однако, бронетранспортеры просто не могли идти с той же скоростью, что и танки. Перед инженерами стояла задача - расчистить участок на минном поле.
После нейтрализации некоторых позиций в египетской артиллерийской бригаде, расположенной дальше всего на юг, десант одного из батальонов двинулся на север, чтобы атаковать центральный периметр. В этот момент их удача закончилась. Они оказались в изоляции и обездвижены наземным огнем, где две бригады соединились.Танковому батальону было приказано отступить и выполнить миссию, как и планировалось.
Во Вьетнаме использование американскими войсками танков М48 и танков M60 было ограничено менее пригодными условиями для танков, частично из-за рельефа местности, частично из-за партизанского характера войны и частично из-за отсутствия мостов. В этой стране регион Дельты плоский, но изрезанный реками и густой сетью каналов.
К северу от Сайгона земля постепенно поднимается в пределах 50 миль (80,5 км.) к высокогорьям, где растут обширные леса и каучуковые плантации.
Южная часть центрального плато в высокогорном районе недалеко от границ с Лаосом и Камбоджей является хорошо проходимой для танков местностью, но прибрежная равнина изрезана горными хребтами. Эта местность и северные две трети страны, которая включает покрытые джунглями горы, являются плохо проходимыми для танков.
Отсутствие места для маневра ограничивало использование тяжелых или средних танков. Бронетранспортеры M113-амфибии использовались в качестве легких танков, в то время, как средние танки служили для них огневой поддержкой. Позже, когда появились устройства для выкорчевывания деревьев, такие как бульдозер Rome Ploughs (Римский плуг), произошли некоторые тактические изменения. Изначально Rome Ploughs был стандартным гражданским трактором, модифицированным на заводе в городе Рим штата Джорджия, чтобы тот мог работать в условиях джунглей, которые охватывают так большую часть Вьетнама.
Это уменьшало количество возможных укрытий противника, а также обеспечивало расчищенные участки на обычных дорогах. Rome Ploughs также использовались инженерными войсками, чтобы проложить путь в джунглях, ломая бункеры и тоннели.
За ними следовала пехота на бронетранспортерах и средние танки. Из-за использования в таких условиях Rome Ploughs быстро выходил из строя, и в связи с этим был разработан более простой метод.
Трехтонная якорная цепь ВМС длиной 225 футов (68,6 м.) была прикреплена к задним буксировочным устройствам двух танков M48A3 и плотно натянута, чтобы выровнять листву и кустарник. При таком использовании бронетранспортеры M113 обеспечивали боковую и тыловую безопасность, а третий M48A3 действовал в роли наводчика.
Танки серии танко М48 или Patton находились в армиях Греции, Израиля, Италии, Иордании, Норвегии, Пакистана и Испании. Израильтяне снабдили свои М48А2 британскими 105-мм. орудиями, которыми вооружены танки Супер Шерман, и заменили дизельные двигатели.
Chrysler, U.S. Industries, Inc. и Lima Tank Depot, Внесли изменения в техпроцесс, для устранения всех недостатков, причем два последних делали это второй раз. Очень сложно определить окончательную стоимость машин . Первоначальная стоимость была около 210 000$. Но к этому следует добавить около 13 000$, на машины сделанные до 1956 года, предполагается, что общие дополнительные расходы составят около 20 000$, таким образом окончательная стоимость за каждый танк приблизилась к четверти миллиона долларов. К этому следует добавить стоимость ранее созданных запасных частей, которые стали непригодны после внесения определенных исправлений.
Минный трал, разработанный для использования с танком M48.
M48 имеет литой эллипсовидный корпус и литую башню. Имеет торсионную подвеску с шестью опорными катками и пятью поддерживающими роликами с каждой стороны. Корпус разделен на три отсека: спереди отсек мехвода, сзади моторный отсек, боекомплект частично располагался за мехводом, а частично в задней части башни, в центре башни место командира, стрелка и заряжающего. В танке М48 Паттон вращающийся купол командира с пулеметом установлен на правой стороне башни.
Мехвод управляет танком с помощью прямоугольного рулевого колеса, которое напоминает штурвал самолета. Курсовой пулемет отсутствует. Сиденье наводчика находится справа от 90-мм орудия, а заряжающий слева.
90-мм. Такое же орудие установлено на М41 Бульдог, включает в себя ствол с ижекционнмым устройством, дефлектор пороховых газов и казенный механизм, в комбинированном креплении М87 на танках М48, М48А1 и М48С. В более поздних моделях крепление имеет вариации нескольких типов.
Все они состоят из маски и люльки с коаксиальным (закрепленный соосно) пулеметом закрепленный на левой стороне от 90мм. орудия. Дульный тормоз ствола представляет собой тонкостенный цилиндр, установленный вокруг переднего конца орудия, имеет восемь отверстий просверленных под углом 30градусов к башне.
После выстрела образующийся вакуум вытягивает воздух из трубки, так что токсичные пары не попадают в башню при автоматическом открытии казенной части для выброса стреляной гильзы. Этот казенный блок представляет собой вертикальный клиновидный зазор. Ствол орудия можно быстро заменить, в качестве ударного механизма используется соленоидное спусковое устройство (боек).
В трех дюймах от конца 12 дюймового пути возврата орудия после его отдачи, возврат буферизуется и орудие возвращается в боевое положение.
на M48A1 вид сбоку, с небольшим натяжным роликом, возле ведущего колеса.
Стерео дальномер, с диапазоном от 450 до 4300 метров, управляется командиром танка. Он передает данные о дальности механически на баллистический компьютер. На основании этих данных изменяется с боеприпас и изменяются параметры наводки орудия, которые наводчик вручную вносит в компьютер.
Это приводит к тому, что называется углом прицеливания (угол между осевой линией ствола и осевой линией зрения - другими словами, величина параллакса). Этот угол передается электрически (или механически) через баллистический привод на прицел перископа и дальномер. Компьютер имеет рукоятку выбора боеприпасов, обеспечивающую шесть смен боеприпасов с помощью кулачков различной формы. Можно внести поправки в диапазон плотности воздуха, температуры (окружающая среда, порох гильза), износа ствола, количества боеприпасов и т. Д.
В распоряжении наводчика одна ручка управления расположенная перед ним; с помощью этой рукоятки осуществляется управление спусковым механизмом поворотом башни, поднимает и опускает на орудие.
Башня вращается со скоростью 4 об/мин. Стрелок также снабжен ручным управлением. Управление, аналогичное управлению стрелка, но с электрическим спуском, позволяет командиру заменить стрелка. Также имеется блокировка, позволяющая командиру танка контролировать 90-мм. орудие, совместив его с пулеметом в куполе командирской башни. И, как и во всех американских танках, предусмотрено оборудование для ведения стрельбы непрямой наводкой.
Ранние серийные танки М48 Паттон не были оборудованы таким куполом. Эти машины имели вращающийся люк раннего образца танка Шерман с откидной крышкой и пулеметом 50го калибра . В 1953 году была предпринята попытка убрать коаксиальный пулемет, заменив пулеметом установленным слева от люка заряжающего, однако это создавало помехи для открывания люка. В итоге было решено расположить пулемет в куполе с наклонной задней частью и люком на шарнирах у основания.
Пулемет 50 калибра, может быть перезаряжен изнутри башни или вручную снаружи купола. Имеет магазин на 200 патронов. Дополнительная модификация этого купола была реализована в танках M48Al, A2, A2C, а M67Al.lt имел пять смотровых окон, перископический прицел, но он зафиксирован шарнирами поэтому не может повернуться вокруг своей оси.
Купол М1 поворачивался на 360 градусов. По вертикале пулемет имел диапазон в градусах от +60 -10. Прицел имеет два режима, первый 450-750м. второй 750-900 за пределами этого диапазона, огонь ведется с помощью трассирующих патронов. Прицел имеет концентрические кольца, каждое кольцо представляет собой упреждение, двигающихся со скоростью 100 миль в час для зенитного огня, хотя эффективность использования танка в качестве зенитного орудия, вызывает вопросы.
Изначальный вариант 10 кратного стерео дальномера был заменен на похожее устройство. Так как многие танкисты не смогли им пользоваться и просто отключали его, по этому изменение было необходимым. Потребность в достаточном освещении для ночной стрельбы привела к установке на орудие 18 дюймовый. прожектор мощностью 2000 Вт. Он был оснащен жалюзями которые имели элетропривод. Такие прожектора в конце концов были заменены ксеноновыми лампами, которые обеспечивали как инфракрасный, так и обычный свет. Подобные огни сейчас являются стандартом на танках практически всех армий мира.
У модификации M48 Паттон имеют довольно широкий спектр.
T48, оригинальное шасси от T42 с новой башней и корпусом, 6 опорных катков и 5 поддерживающих.
T48E1 это T48 с множеством модификации.
Т48Е2 стал прототип М48.
T48 шесть пусковых установок дымовых гранат по периметру башни.
начальная версия M48 имеет купол командирского люка взятый Шермана и открытый пулемет с дистанционным управлением так же имеется небольшой люк мехвода.
M48 Паттон Фаза III, M48 с оборудованием управления огнем от танка M47.
M48C - тренировочный танк из мягкой стали.
M48C с дистанционным управлением курсового пулемета.
M48A1, с командирским куполом и большим люком мехвода.
M48E1, M48 с британским орудием 105мм, также называемая промежуточная версия танка M60
M48A1E1, M48A1 с британским орудием 105мм.
M48A1E2, дизельный двигатель, поддерживающие ролики № 2 и № 4 сняты, установлен компенсирующий натяжитель типа M48E2.
M48E2, прототип M48A2.
M48A2, дизельный двигатель, поздний вариант командирского купола M19, инфракрасное оборудование, опущенные задние двери и задняя дека подняты на 8 дюймов для лучшего охлаждения, убраны ролики № 2 и № 4 (кроме вариантов для морской пехоты США), небольшое промежуточное колесо между около ведущего колеса.
M48A2C, мягкая сталь, прототип башни типа M60.
M48A2E1, M48A2 с многотопливным двигателем.
M48A2 / SS10, две ракеты SS10 справа от 90-мм пушки, две слева, одна сверху.
M48A3, серийная модель M48A1E2, топливный бак большего размера, опорные ролики № 2 и № 4, восстановленные при использовании во Вьетнаме; танки позднего производства добавили смотровые окна в командирский купол. Во Вьетнаме над куполом иногда монтировался пулемет MG-50, а иногда перед люком заряжающего устанавливался MG-7.62мм с защитным экраном, а в манжете телескопического прицела заменяли другой MG.
M48A4, M48A3 с башней M60, 105-мм пушкой и куполом M19, M48 с модернизированная башня для 152-мм пушки “Дубина” .
M48 с расходным роликовым минным тралом.
M48 с газовой турбиной AGT 1500, только только для испытаний.
M48 с тяжелым минным тралом из 25 и зубчатых дисков.
M48 с минным тралом , два блока по шесть зубчатых дисков в каждом.
AVLB, M48 или M48A2 мостоукладчик.
M67, M48A1 с огнеметом.
M67A1, то же самое только с новым куполом командирского люка.
M67A2, M48A3 с огнеметом и тремя поддерживающими катками (кроме модификаций для морской пехоты США там 5 котков).
M88 машина техпомощи.
Когда стало очевидно, что 100 мм орудие Л/54 установленное советских танках Превосходит орудие танка М48 Паттон с его 90-мм. Было решено его перевооружить. Во время Второй мировой войны немцы постоянно вынуждали США участвовать в гонке вооружения. Теперь это были русские. Армии Британии, а также армии ряда стран НАТО были оснащены британским танком Центурион, успешно прошедшем испытания со 105мм орудием. Было решено установить такое же орудие на танке М48 в модификации M48E1.
Наводчик M48A3 за работой
M48A TLB мостоукладчик
Таким образом М60 вырос из M48 Паттон с англичанам 105мм орудием. В 1960 году было заказано и испытано около 180 танков M60, после чего были заказаны еще 720 танков.
M60A1 с более вытянутой к носу башней, был запущен в производство в 1962 году. M60A1 эти машины получили Австрия, Франция, Иран и Италия. В качестве дополнительного заказа Италия до заказала еще 200 машин. По лицензии было произведено именно этих машин, хотя в то время были и другие ничем не уступавшии, а в некоторых моментах превосходившие европейские танки. У шведского STRV 103, французского AMX 30 и немецкого леопарда лучшее соотношение мощности и веса, а также более низкие профили, что делало эти танки менее заметными.
M48A3 со 105-мм орудием L/51 по стоимости можно было сравнить с M60A1. Утверждается, что стоимость M60A1, составляла 223 000$.
Последнее название было разработано совместно с ГДР где его называют Keiler (в переводе немецкого это кабан или боров), Немцы решили заменить 152мм гаубицы на свои полностью автоматические 120мм орудия. Предполагаемые затраты на на производство MVT 70 выросли примерно до 700 000$, и начиная с 1970 года, каждая страна решил пойти своим путем в этом вопросе.
Американский вариант должен был быть упрощен, исключив независимую подвеску, систему управления огнем и уменьшив мощность двигателя, чтобы снизить стоимость установки до 500 000$. Многие проблемы, которые преследовали программу, были вызваны неправильным анализом.
Гражданские аналитики, по-видимому, оценивали эти танки исключительно как противотанковое оружие, которое действовало как стационарная артиллерия, не принимая во внимание элементы скорости, мобильности и маневренности. Изначальное полное название - Tank, Combat, Full Tracked, 152-мм. Орудие/ Пусковая установка, XM 803.
В конце концов ему будет дано имя какого-то генерала.
Но вместо того, чтобы производить XM 803 в 1970 году, было решено выпускать M60A1 с более широкими гусеницами в течение еще нескольких лет, добавив полную стабилизацию орудия и улучшенные средства управления огнем, включающие компьютер и лазерный дальномер.
Это позволило заменить все танки серии M48 Паттон, как в действующих так и в резервных подразделениях.
Первоначально министерство обороны намеревалось внедрить систему Shillelegh, которая должна была устанавливаться на машины до тех пор, пока MVT 70 не станет доступен для массового изготовления. Модифицированные танки М60L1 должны были стать M60A1E1, в котором электронный компьютер заменил предыдущий механический компьютер. Новые танки, внешне не отличающиеся от прежних, должны были называться M60A1E2.
Первый из первых появился в 1965 году. Башни из модифицированных танков M60A1 должны были быть размещены на танках M48A3. В новой башне стрелок и заряжающий расположены низко с обеих сторон основного орудия. Командир находится выше и ближе к задней части орудия. В целом cилуэт танка низкий, за исключением купола командира, который значительно его увеличивает, как и в случае со всеми танками серии M48-M60.
Танк M60A1E2 оснащен приборами ночного видения, системой обозначения цели, лазерным дальномером, электронным компьютером с корректором угла наклона и датчиком движения цели. И основное орудие, и пулемет командира стабилизируются.
До этого времени разработкой и тестирование боеприпасов, занималась служба ракетно-артиллерийского вооружения она могла принять или отклонить предложение. Межсервисное соперничество заставило систему работать.
Позднее получившаяся организация упразднила службу ракетно-артиллерийского вооружения в качестве проектного агентства и создала систему, основанную на «экономической эффективности», и не только создала гораздо больше агентств, эти агентства находились под меньшим контролем.
В результате этих событий Министерство обороны в конце 1969 года создало так называемый PROMAP-70. Это была целевая группа из 300 человек, которая начала изучать стоимость новых систем вооружения в течение всего жизненного цикла, чтобы разработать более жесткий контроль и более реалистичные оценки затрат.
Одной из первых пяти систем, которая была исследована, был танк M60A1E2 и ракетная система Shillelegh. Согласно журналу Army в апреле 1970 года, «проблемы стабилизации башни, которые преследовали программу M60A1E2, теперь решены,
разрешая модификацию, чтобы модернизировать те, которые армия уже приобрела на вооружение ». Будет выпущено только ограниченное количество, потому что MVT7O/XM8O3, как ожидается, будет произведен и выпущен к 1975 году. Остальные были выпущены как танки M60A1.
Кроме того, целевая группа заявила в качестве одной из своих первых рекомендаций, что на начальном этапе следует лучше выбирать руководителей проектов и что они должны оставаться на работе дольше, поскольку исследование показало, что 60 процентов руководителей проектов и их сотрудники проработали в таком качестве менее двух лет.
M60E2, управление танков как на месте мехвода так и в башне.
M60A1, улучшенная модель, купол M19, перископический прибор наблюдения.
M60A1E1, новая башня Shillelegh, применяемая к существующим танкам M60A1.
M60A2 (M66), аналогично M60A1 с дальнейшими изменениями башни.
M60A1E2, новая башня с Shillelegh применяемая для танков M60 поздних серий
M60 AVLB, Мостоукладчик.
T118E1, Бронированный инженерный автомобиль (Trankdozer[танк-бульдозер]), шасси M60A1 с 15-тонным краном, A-образная рама и бульдозер.
Бронированный инженерный автомобиль M88 была основана на компонентах M48 и способна в случае необходимости следовать за основными боевыми машинами.
Устройство рассматриваемое для использования на более поздних танках, представляет собой лопастную антенну для радиоприемников. Успешное применение антен этого типа в верталетах привел к его испытанию на танках. Его низкий силуэт исключает опасность, когда транспортное средство находится рядом с линиями электропередачи, но главное преимущество заключается в том, что он обеспечивает более резкую настройку и, следовательно, намного лучший прием.
В дополнение к обычным радиоприемникам, которые можно переносить, есть в наличии VRC-24, специальная радиостанция с короткой цилиндрической антенной для использования радиосети тактического самолета. Корпорация Крайслер предложила выпускать коммерческий вариант танка M60A1 вплоть до 1970 года, также этот танк был известен как Проект K. Это версия, которая выгодно отличается от M60A1E2.
Вооружение представляет собой стабилизированный более длинный ствол “Shillelegh” с коаксиальным (соосным) 7-62-мм. Пулемет M73, оснащенный вспомогательным устройством с зарядки. Новая баллистическая форма делала силуэт танка более низким, на башню установили новым купол и пулемет 50го калибра с дистанционным управлением. Боекомплект был увеличен для всех орудий 57 снарядов для основного орудия ,7600 патронов 7.62 и 1530 патронов для 50 калибра.
Изменения подвески включали удвоение количества торсионных стержней, замену роторных гидравлических амортизаторов, которые заменили предыдущие фрикционные демпферы, и замену траков на алюминиевые гусеницы со съемными накладками. Эти изменения позволили увеличить опорные катки с 12х3 дюймов до 17х8 дюймов, что позволяет улучшить как скорость, так и проходимость. Хотя общий вес танка увеличился меньше чем на одну тонну.
Вход/Регистрация