Категория: статьи

Танк М48 Паттон, эволюция до М60

Прототип Т 48 с оригинальным башней и командирским люком и оригинальным 90-мм. орудием, так же хорошо видны детали подвески

Прототип Т 48 с оригинальным башней и командирским люком и оригинальным 90-мм. орудием, так же хорошо видны детали подвески

танк М48 Паттон в бою

После продвижения в Пакистан к северу от Ферозепора 6 сентября того же года индийцы были оттеснены пакистанским давлением. Индийцы отступили к своей отправной точке в Хем Каране, но устроили ловушку. В районе Асал-Уттар на левом фланге была река, а справа - канал. Индийцы отрезали канал, чтобы затопить его, что сделало невозможным продолжение пакистанского наступления.

История, детально изложенная Д. Р. Манкекар в книге  “Двадцать два роковых дня” (Манактатон, Бомбей, 1966), гласит: «Утром 8 сентября враг пришел с двумя взводами M24 Чаффи и одним взводом танков Паттон, всего 15 машин входили в разведгруппу. Они ударили по нашим позициям, находившимся около главной дороги. «В ту ночь вся вражеская разведгруппа вернулась невредимой. Это была критическая ночь, так как были задействованы танки, а мы их  использовать не могли. Паттоны могли видеть своими инфракрасными фарами, а наши шерманы, были ночью «слепы» .

Но вступила индийская артиллерия и проделала большую работу. 9 сентября индийская бронетанковая бригада была срочно отправлена ​​на место происшествия. Указание - держать строй в виде подковы, в которую должен был попасть противник. В тот день Пакистанцы начали третью атаку на позиции нашей пехоты, эта атака тоже была отброшена.

10 сентября противник начал полномасштабное наступление, пехота двигалась сразу за фалангой (боевой строй) танков. К основной битве танки присоединились в 08.30. Не сумев сходу пробить наши позиции, вражеская бронетехника попробовала атаковать с правого  фланга, своего рода правый крюк, с целью обойти сзади позиции нашей пехоты .

Но далеко позади, скрытый в зарослях сахарного тростника, их ожидал взвод “Центурионов” . В тот момент, колонна Паттонов повернула, обнажив для наших танков свои борта, Центурионы выехали из укрытия и повергли противника в замешательство. Мы захватили 15 танков без повреждений, с их работающими двигателями и экипажами, готовыми сдаться.

T48 с развернутой к карме башней  и закрепленным орудием в походном состоянии в замке, на фотографии видны задние фары со светомаскировкой и ящик с телефонной трубкой для связи с экипажем находящемся внутри танка

T48 с развернутой к карме башней  и закрепленным орудием в походном состоянии в замке, на фотографии видны задние фары со светомаскировкой и ящик с телефонной трубкой для связи с экипажем находящемся внутри танка

Враг предпринял еще одну попытку, на этот раз более широкое вторжение с флангов, в попытке добраться до позиций нашей артиллерии, но это сыграло с ними злую шутку,  к тому же они попали в челюсти другой линии наших центурионов. Из-за необходимости сражаться на полях сахарного тростника и кукурузы и всматриваться в 9-футовую (около 2,5м 1 фут 30см) зрелую густую культуру, видимость Паттона была уменьшена до тысячи ярдов (примерно 900м 1 ярд 0.91м), что совпадает с возможностями Центуриона. Таким образом, Паттон потерял свои преимущества. С другой стороны, довольно много тяжелых Паттонов увязло в затопленной мягкой почве после того, как мы пустили воду из Рохи (канал).

Это эпичная битва. состоял из шести сражений, в которых пакистанцы пытались прорвать нашу оборону. В последний день велась  самая жестокая решающая борьба, когда 4-я кавалерия Пакистана (50 танков) была захвачена и полностью уничтожена, а остальная часть бронетанковой дивизии была повреждена.
 
За всю серию сражений пакистанцы потеряли 97 танков, считающиеся уничтоженными, выведенными из строя или захваченными.
Полной противоположностью  этому плохому “выступлению” пакистанских танков M48 является блестящая демонстрация израильских бронетанковых войск в ходе Шестидневной войны в 1967 году. На западном конце сектора Газа в начале июня  Египетские войска находились в выигрышной позиции.
 
У 7-й дивизии Египта были три бригады, стоявшие вдоль главной магистрали к югу от Рахфы, прямо на запад от Эль-Ариша. Два дополнительных батальона были к востоку от Рахфы. Полная артиллерийская бригада была расположена позади. К западу от него находился еж Джерарди, в котором за окопами в бункерах стояли 30 танков Шерман, полная дивизия плюс две бригады и сто советских ИС 3. Перед окопами были широкие минные поля, а  противотанковые батареи в ямах были растянуты вдоль всего фронта.
Вид сверху на T48 со всеми открытыми люками и опущенными перископами мехвода.
Вид сверху на T48 со всеми открытыми люками и опущенными перископами мехвода.
 
Вместо того, чтобы идти вперед, израильтяне планировали отправить бригаду бронетехники и два батальона десантных войск в качестве мотопехоты, чтобы исследовать дюны южного фланга.  Танковая бригада имела батальон Паттона справа и батальон Центурионов слева. Полковник Ури Барон был командиром бригады, и он принял личное командование Паттонами.
 
То, что произошло тогда, описано в «Быстром мече» бригадным генералом С. Л. А. Маршаллом (American Heritage Publishing Company, Нью-Йорк, 1967): “В то время, как Барон и его танки занимали выжидательную позицию, эшелоны израильских самолетов FOUGA CM 170 MAGISTER на бреющем полете в течение 30-минут обстреливали ракетами артиллерийские позиции. Египтяне ответили шквальным огнем из зенитных орудий, но ни один самолет не пострадал. 5 июня ВВС, уничтожившие две трети полевых орудий, базирующихся возле Рахфы, совершили 200 боевых вылетов. Паттоны Бартона двинулись вперед, ища безопасное место к югу от заминированного  участка.

Командир роты встал в башне ведущего Паттона. Танк попал на мину и вспыхнул  в огне, командир и экипаж погибли мгновенно. Их смерть спасла остальных. Последовавшие за этим танки сразу заметили, что капитан недостаточно повернул, чтобы объехать заминированный участок. Они взяли чуть больше на юг через дюны, а затем повернули на запад, затем на север, обогнув окопы.

За танками, следовавшими по тому же пути, следовала моторизованная пехота на полугусеничных бронетранспортерах М3. Танки начали наводить орудия, чтобы нанести мощный удар и добить артиллерийские позиции. Пехота должна была углубиться в тыл и атаковать главную линию траншей сзади, пройдя сквозь рыхлые дюны, однако, бронетранспортеры просто не могли идти с той же скоростью, что и танки. Перед инженерами стояла задача - расчистить участок на минном поле.

После нейтрализации некоторых позиций в египетской артиллерийской бригаде, расположенной дальше всего на юг, десант одного из батальонов двинулся на север, чтобы атаковать центральный периметр. В этот момент их удача закончилась. Они оказались в изоляции и обездвижены наземным огнем, где две бригады соединились.Танковому батальону было приказано отступить и выполнить миссию, как и планировалось.

Танки полковника Барона уже взорвали шесть артиллерийских расчетов со 122 мм. и 100-мм орудиями., а также 85-мм. и 57 мм. противотанковые батареи, которые ранее атаковали самолеты . Барон получил сигналы бедствия и отдал приказ о перегруппировке. Его Паттоны были близко к месту где находился терпящий бедствие батальон.
Вид сзади на М48 с повернутой вправо башней. С этой точки отчетливо видны решетки и выхлопных отверстий моторного отсека.
Вид сзади на танк М48 с повернутой вправо башней. С этой точки отчетливо видны решетки и выхлопных отверстий моторного отсека.
 
Удачно собрав свой батальон в нужном месте, Барон решил, что им необходимо идти на помощь, несмотря на то, что сигнала о помощи не поступало. Его танки уничтожили большую часть бригады из 1800 человек.
М48 паттон в разрезе с оригинальной башней и орудием
танк М48 паттон в разрезе с оригинальной башней и орудием
 
Бой за спасение изолированного батальона длился 90 минут и закончился около 17:00.

Во Вьетнаме использование американскими войсками танков М48 и танков M60 было ограничено менее пригодными условиями для танков, частично из-за рельефа местности, частично из-за партизанского характера войны и частично из-за отсутствия  мостов. В этой стране регион Дельты плоский, но изрезанный реками и густой сетью каналов.

К северу от Сайгона земля постепенно поднимается в пределах 50 миль (80,5 км.) к высокогорьям, где растут обширные леса и каучуковые плантации.

Южная часть центрального плато в высокогорном районе недалеко от границ с Лаосом и Камбоджей является хорошо проходимой для танков местностью, но прибрежная равнина изрезана горными хребтами. Эта местность и северные две трети страны, которая включает покрытые джунглями горы,  являются плохо проходимыми для танков.

Отсутствие места для маневра ограничивало использование  тяжелых или средних танков. Бронетранспортеры M113-амфибии использовались в качестве легких танков, в то время, как средние танки служили для них огневой поддержкой. Позже, когда появились устройства для выкорчевывания деревьев, такие как бульдозер Rome Ploughs (Римский плуг), произошли некоторые тактические изменения. Изначально Rome Ploughs был стандартным гражданским трактором, модифицированным на заводе в городе Рим штата Джорджия, чтобы тот мог работать в условиях  джунглей, которые охватывают так большую часть Вьетнама.

Это уменьшало количество возможных укрытий противника, а также обеспечивало расчищенные участки на обычных дорогах. Rome Ploughs также использовались инженерными войсками, чтобы проложить путь в джунглях, ломая бункеры и тоннели.

За ними следовала пехота на бронетранспортерах и средние танки. Из-за использования в  таких условиях Rome Ploughs быстро выходил из строя, и в связи с этим был разработан более простой метод.

Трехтонная якорная цепь ВМС длиной 225 футов (68,6 м.) была прикреплена к задним буксировочным устройствам двух танков M48A3 и плотно натянута, чтобы выровнять листву и кустарник. При таком использовании бронетранспортеры M113 обеспечивали боковую и тыловую безопасность, а третий M48A3 действовал в роли наводчика.

Танки серии танко М48 или Patton находились в армиях Греции, Израиля, Италии, Иордании, Норвегии, Пакистана и Испании. Израильтяне снабдили свои М48А2 британскими 105-мм. орудиями, которыми вооружены танки Супер Шерман,  и заменили дизельные двигатели.

Разработка  М48 Паттон

T48, первое название проекта, поступил в разработку в декабре 1950 года по контракту, заключенному с корпорацией Chrysler. В марте 1951 года подразделение Fisher Body корпорации General Motors и Ford Motor Company получило заказы были на дополнительное производство, а в октябре 1954 года компания Chrysler получила еще один контракт на производство дополнительных машин. Поставки начались в апреле 1952 года и были завершены в мае 1956 года. Это были М48C, М48 Паттон и М48A1. Стандартизация танка М48 Паттон состоялась в мае 1953 года, несмотря на то, что в ходе испытаний было выявлено много дефектов.
 
Патентное ведомства Соединенных Штатов и Главное бухгалтерское управление осуществляют контрольную функцию от лица Конгресса США за государственными расходами. В докладе Конгрессу в 1960 году Руководитель патентного ведомства указал, что существуют серьезные дефекты, мешающие эксплуатации и техническому обслуживанию танков М48 Паттон и М48А1 (полное название). Эти дефекты были обнаружены в первых опытных образцах, но так и не были устранены в процессе производства, несмотря на многочисленные и дорогостоящие модификации в течение 1951-58 гг.
 
Фактически было установлено, что “первые экземпляры танков имели настолько серьезные дефекты, что не подходили даже для учебных целей”. Главный контролер также сообщил, что ситуация была вызвана практикой “заключения контрактов на серийное производство до получения гарантий в том, что выявленные дефекты могут быть исправлены в процессе производства или последующих модификаций”.
Положение стрелка в M48, в нижнем правом углу рычаг выбора боеприпасов виден на компьютере T31.
Положение стрелка в танке M48, в нижнем правом углу рычаг выбора боеприпасов виден на компьютере T31.
 
Траки слетали, дальномером не могли пользоваться люди даже с нормальным зрением, а также вначале танки не могли поворачивать задним ходом, если машина находилась в движении. Этот дефект был следствием серьезной технической недоработки, и, чтобы  это исправить, процесс производства претерпел изменения. Несмотря на ограниченное использование, танки часто выходили из строя из-за поломок двигателей, трансмиссии, гусениц и подвески, в среднем 2-7 сбоев на каждые 100 миль работы.
 
Армия настаивала на том, что проблемы были связаны главным образом с неправильным обслуживанием, несоблюдением инструкций по эксплуатации и плохими навыками вождения, и все это, вероятно, так и было.
Армия взяла на себя ответственность, исходя из того, что война в Корее оправдывала закупки в случае аварии, хотя большинство танков было поставлено после прекращения военных действий в Корее в середине 1953 года.
 
Хотя этот отчет Генерального контролера был крайне резким, но он должен быть рассмотрен объективно. Возможно, это первый опубликованный анализ дефектов данной серии танков, хотя доклад о производстве танков военного времени, представленный парламенту в Англии в июле 1946 года, был еще более критическим, но касался более общих проблем.
 
Установлено, что за большинством гусеничных машин необходимо надлежащим образом ухаживать и обслуживать, иначе они будут иметь аналогичные дефекты. Однако это неизвестно командирам, которые то ли не имеют опыта работы с танками, то ли не могут обеспечить соблюдение дисциплины.
 
Основная проблема проектного характера, с которой мы столкнулись, заключалась в компенсирующей направляющей шпинделя. Ее изменение, а также изменения в двигателе и коробке передач появились в новой модификации, получившей название M48A2. Компания Alco Products Inc. получила контракт на эти машины в ноябре 1955 года, а дополнительные контракты были заключены с Chrysler, начиная с мая 1957 года. В M48A2 возникла новая проблема в роторе вентиляции двигателя, который имел тенденцию разрушаться, но это тоже, в конечном итоге, было исправлено.
 
У M48 был очень небольшой запас хода. Дополнительные топливные баки Jettison были добавлены, но только на 1800 машин. Они были среди тех, которые были предоставлены Иордании. В сообщениях о Шестидневной войне указывалось, что эти дополнительные топливные баки очень сильно повышали вероятность пожара  в бою. В M48A2 емкость баков была увеличена. Также были исправлены сбои в блоке управления ручной коррекцией командира танка.
 
Пулемет командира танка предназначался для применения как по наземным, так и по воздушным целям. Это было одним из важных отличий M48 от M47. Изначальные купола командирской башенки, предназначенные для M48, не подходили, для этого были сделаны изменения в литье башни.
 
Таким образом, ранние варианты башни танка не имели купола командира, который стал стандартным для всех танков США. Купол командира должен был иметь угол наклона от -11 ° до + 60 °, но при этом верхний предел составлял всего 50 °, и поэтому пушка не могла использоваться для зенитного огня. Кроме того, у купола были мертвые точки во вращении.
 
Органы управления M48 и рычаг крышки люка были расположены справа от мехвода. также об этом говорит расположение перископа.
Органы управления M48 и рычаг крышки люка были расположены справа от мехвода. также об этом говорит расположение перископа.
 

Chrysler, U.S. Industries, Inc. и Lima Tank Depot, Внесли изменения в техпроцесс, для устранения всех недостатков, причем два последних делали это второй раз. Очень сложно определить окончательную стоимость машин . Первоначальная стоимость была около 210 000$. Но к этому следует добавить около 13 000$,  на машины сделанные до 1956 года, предполагается, что общие дополнительные расходы составят около 20 000$, таким образом окончательная стоимость за каждый танк приблизилась к четверти миллиона долларов. К этому следует добавить стоимость ранее созданных запасных частей, которые стали непригодны после внесения определенных исправлений.

Минный трал, разработанный для использования с танком M48.

Минный трал, разработанный для использования с танком M48.

Один из пакистанских танков M48 вышедший из строя в Ассале-Уттаре в 1965 году.
Один из пакистанских танков M48 вышедший из строя в Ассале-Уттаре в 1965 году.
Купол на командирской башенке в модификации танка M48AI хоть и значительно вырос, но стал явным улучшением.
Купол на командирской башенке в модификации танка M48AI хоть и значительно вырос, но стал явным улучшением.

Описание танка M48 Паттон

 

M48 имеет литой  эллипсовидный корпус и литую башню. Имеет торсионную подвеску с шестью опорными катками и пятью поддерживающими роликами с каждой стороны. Корпус разделен на три отсека:  спереди отсек мехвода, сзади моторный отсек, боекомплект частично располагался за мехводом, а частично в задней части башни, в центре башни место командира, стрелка и заряжающего.  В танке М48 Паттон вращающийся купол командира с пулеметом установлен на правой стороне башни.

Мехвод управляет танком с помощью прямоугольного рулевого колеса, которое напоминает штурвал самолета. Курсовой пулемет отсутствует. Сиденье наводчика находится справа от 90-мм орудия, а заряжающий слева.

90-мм. Такое же орудие установлено на М41 Бульдог, включает в себя ствол с ижекционнмым устройством, дефлектор пороховых газов и казенный механизм, в комбинированном креплении М87 на танках М48, М48А1 и М48С. В более поздних моделях крепление имеет вариации нескольких типов.

Все они состоят из маски и люльки с коаксиальным (закрепленный соосно) пулеметом закрепленный на левой стороне от 90мм. орудия. Дульный тормоз ствола представляет собой тонкостенный цилиндр, установленный вокруг переднего конца орудия, имеет восемь отверстий просверленных под углом 30градусов к башне.

После выстрела образующийся вакуум вытягивает воздух из трубки, так что токсичные пары не попадают в башню при автоматическом открытии казенной части для выброса стреляной гильзы. Этот казенный блок представляет собой вертикальный клиновидный зазор. Ствол орудия можно быстро заменить, в качестве ударного механизма используется соленоидное спусковое устройство (боек).

В трех дюймах от конца 12 дюймового пути возврата орудия после его отдачи, возврат буферизуется и орудие возвращается в боевое положение.

на M48A1 вид сбоку,  с небольшим натяжным роликом, возле ведущего колеса.

на M48A1 вид сбоку,  с небольшим натяжным роликом, возле ведущего колеса.

Длина ствола 14 футов 9 дюймов (48 калибров). Вертикальные углы наводки от -9 ° до + 20 °. Различные формы боеприпасов и их скорострельность: HE и WP 2400 ф / с (Осколочный и белый фосфорный) AP 3050 ф / с (бронебойный) HVAP 4050 ф / с (высокоскоростной бронебойный) HVAP-PS 4100 ф / с (высокоскоростная бронебойная суперсилы) HEAT 2800 ф / с (взрывоопасный противотанковый). Так же есть возможность стрелять холостыми. В 1968 году для использования во Вьетнаме был разработан контейнер для канистр, а в 1969 году унитарный снаряд (огнемет) делал огнемет из любого танкового орудия. Вместо  “огненного потока” обычного огнемета этот снаряд загорается по достижении цели.
 
Слева от мехвода есть места для хранения 19 снарядов и 11 снарядов справа, шестью снарядов укладываются в полу башни под орудием. Вдоль оси башни вертикально располагаются еще 16 снарядов, так же башне есть готовая стойка еще под 8 раундами. 90-мм. снаряд довольно длинный, и обращение с ним в башне движущегося танка - дело очень непростое, из-за этого падает скорострельность.
M48A1 с прожектором мощностью 2000 Вт
M48A1 с прожектором мощностью 2000 Вт

Стерео дальномер,  с диапазоном от 450 до 4300 метров, управляется командиром танка. Он передает данные о дальности механически на баллистический компьютер. На основании этих данных изменяется с боеприпас и изменяются параметры наводки орудия, которые наводчик вручную вносит в компьютер.

Это приводит к тому, что называется углом  прицеливания (угол между осевой линией ствола и осевой линией зрения - другими словами, величина параллакса). Этот угол передается электрически (или механически) через баллистический привод на прицел перископа и дальномер. Компьютер имеет рукоятку выбора боеприпасов, обеспечивающую шесть смен боеприпасов с помощью кулачков различной формы. Можно внести поправки в диапазон плотности воздуха, температуры (окружающая среда, порох гильза), износа ствола, количества боеприпасов и т. Д.

В распоряжении наводчика одна ручка управления расположенная перед ним; с помощью этой рукоятки осуществляется управление спусковым механизмом поворотом башни, поднимает и опускает на орудие.

Башня вращается со скоростью 4 об/мин. Стрелок также снабжен ручным управлением. Управление, аналогичное управлению стрелка, но с электрическим спуском, позволяет командиру заменить стрелка. Также имеется блокировка, позволяющая командиру танка контролировать 90-мм. орудие, совместив его с пулеметом в куполе командирской башни. И, как и во всех американских танках, предусмотрено оборудование для ведения стрельбы непрямой наводкой.


Танк M48AI оснащен комплектом для пересечения водных препятствий вброд, который позволяет работать на глубине до 2,5м
Танк M48AI оснащен комплектом для пересечения водных препятствий вброд, который позволяет работать на глубине до 2,5м
 
Вид сзади на М48А2 показывает основной дизайн моторного отсека, новые решетки вентиляции, буксировочное устройство, и новый дизайн телефона для связи с экипажем внутри танка.
Вид сзади на танк М48А2 показывает основной дизайн моторного отсека, новые решетки вентиляции, буксировочное устройство, и новый дизайн телефона для связи с экипажем внутри танка.

Ранние серийные танки М48 Паттон не были оборудованы таким куполом. Эти машины имели вращающийся люк раннего образца танка Шерман с откидной крышкой и пулеметом  50го калибра . В 1953 году была предпринята попытка убрать коаксиальный пулемет, заменив пулеметом установленным слева от люка заряжающего, однако это создавало помехи для открывания люка. В итоге было решено расположить пулемет в куполе с наклонной задней частью и люком на шарнирах у основания.

Пулемет 50 калибра, может быть перезаряжен изнутри башни или вручную снаружи купола. Имеет магазин на 200 патронов. Дополнительная модификация этого купола была реализована в танках M48Al, A2, A2C, а M67Al.lt имел пять смотровых окон, перископический прицел, но он зафиксирован шарнирами поэтому не может повернуться вокруг своей оси.

Купол М1 поворачивался на  360 градусов. По вертикале пулемет имел диапазон в градусах от +60 -10. Прицел имеет два режима, первый 450-750м. второй 750-900 за пределами этого диапазона, огонь ведется с помощью трассирующих патронов. Прицел имеет концентрические кольца, каждое кольцо представляет собой упреждение, двигающихся со скоростью 100 миль в час для зенитного огня, хотя эффективность использования танка в качестве зенитного орудия, вызывает вопросы.

Изначальный вариант 10 кратного стерео дальномера был заменен на похожее устройство. Так как многие танкисты не смогли им пользоваться  и просто отключали его, по этому изменение было необходимым. Потребность в достаточном освещении для ночной стрельбы привела к установке на орудие 18 дюймовый. прожектор мощностью 2000 Вт. Он был оснащен жалюзями которые имели элетропривод. Такие прожектора в конце концов были заменены ксеноновыми лампами, которые обеспечивали как инфракрасный, так и обычный свет. Подобные огни сейчас являются стандартом на танках практически всех армий мира.

Танки M48 Паттон в стандартной комлектации были в состоянии переправить водные препятствия глубиной до 1,5м. После многочисленных экспериментов по упрощению оборудования для перехода вброд, которое было разработано во время Второй мировой войны, было разработано устройство для подводного перемещения, позволяющий погружаться на глубину до 3 метров. Комплект герметизировал корпус с помощью специальных крышек, воздуховодов, шлангов, скотча и аналогичных средств.
 
Это также обеспечивало возможность выхода выхлопных газов двигателя через правую заднюю дверцу решетки двигателя и вверх с помощью пристяжной выхлопной трубы. Ина может быть отсоединена изнутри танка с помощью отсоединяющих тросов. Трюмный насос также является частью комплекта. Максимальная скорость при передвижении под водой составляла 4 м.ч.

Модификации танка М48 Паттон

У модификации M48 Паттон имеют довольно широкий спектр.

T48, оригинальное шасси от T42 с новой башней и корпусом, 6 опорных катков и 5 поддерживающих.

T48E1 это T48 с множеством модификации.

Т48Е2 стал прототип М48.

T48  шесть  пусковых установок дымовых гранат по периметру башни.

начальная версия M48 имеет купол командирского люка взятый Шермана и открытый пулемет с дистанционным управлением так же имеется небольшой люк мехвода.

M48 Паттон Фаза III, M48 с оборудованием управления огнем от танка M47.

M48C - тренировочный танк из мягкой стали.


Израильский танк М48А2 во время шестидневной войны 1967 года.
Израильский танк М48А2 во время шестидневной войны 1967 года.

M48C с дистанционным управлением курсового пулемета.

M48A1, с командирским куполом и большим люком мехвода.

M48E1, M48 с британским орудием 105мм, также называемая промежуточная версия танка M60

M48A1E1, M48A1 с британским орудием 105мм.

M48A1E2, дизельный двигатель, поддерживающие ролики № 2 и № 4 сняты, установлен компенсирующий натяжитель типа M48E2.

M48E2, прототип M48A2.

M48A2, дизельный двигатель, поздний вариант командирского купола M19, инфракрасное оборудование, опущенные задние двери и задняя дека подняты на 8 дюймов для лучшего охлаждения, убраны ролики № 2 и № 4 (кроме вариантов для морской пехоты США), небольшое промежуточное колесо между около ведущего колеса.

M48A2C, мягкая сталь, прототип башни типа M60.

M48A2E1, M48A2 с многотопливным двигателем.

M48A2 / SS10, две ракеты SS10 справа от 90-мм пушки, две слева, одна сверху.

M48A3, серийная модель M48A1E2, топливный бак большего размера, опорные ролики № 2 и № 4, восстановленные при использовании во Вьетнаме; танки позднего производства добавили смотровые окна в командирский купол. Во Вьетнаме над куполом иногда монтировался пулемет MG-50, а иногда перед люком заряжающего устанавливался MG-7.62мм с защитным экраном, а в манжете телескопического прицела заменяли другой MG.

M48A4, M48A3 с башней M60, 105-мм пушкой и куполом M19, M48 с модернизированная башня для 152-мм пушки “Дубина” .

M48 с расходным роликовым минным тралом.

M48 с газовой турбиной AGT 1500, только только для испытаний.

M48 с тяжелым минным тралом из 25  и зубчатых дисков.

M48A3 в Южном Вьетнаме с мешками с песком на башне, образующей своего рода бункер
M48A3 в Южном Вьетнаме с мешками с песком на башне, образующей своего рода бункер
Танки M48A3 в Южном Вьетнаме, оснащенные смотровыми приборами между куполом командира и башней
Танки M48A3 в Южном Вьетнаме, оснащенные смотровыми приборами между куполом командира и башней

M48 с минным тралом , два блока по шесть зубчатых дисков в каждом.

AVLB, M48 или M48A2 мостоукладчик.

M67, M48A1 с огнеметом.

M67A1, то же самое только с новым куполом командирского люка.

M67A2, M48A3 с огнеметом и тремя поддерживающими катками (кроме модификаций для морской пехоты США там 5 котков).

M88 машина техпомощи.

Когда стало очевидно, что 100 мм орудие Л/54 установленное советских танках Превосходит орудие танка М48 Паттон с его 90-мм. Было решено его перевооружить. Во время Второй мировой войны немцы постоянно вынуждали США участвовать в гонке вооружения. Теперь это были русские. Армии Британии, а также армии ряда стран НАТО были оснащены британским танком Центурион, успешно прошедшем испытания со 105мм орудием. Было решено установить такое же орудие на танке М48  в  модификации M48E1.

Наводчик M48A3 за работой

Наводчик M48A3 за работой

M48A TLB мостоукладчик

M48A TLB мостоукладчик

Танк М60

Таким образом М60 вырос из M48 Паттон с англичанам 105мм орудием. В 1960 году было заказано и испытано около 180 танков M60, после чего были заказаны еще 720 танков.

M60A1 с более вытянутой к носу башней, был запущен в производство в 1962 году. M60A1 эти машины получили Австрия, Франция, Иран и Италия. В качестве дополнительного заказа Италия до заказала еще 200 машин. По лицензии было произведено именно этих машин, хотя в то время были и другие ничем не уступавшии, а в некоторых моментах превосходившие европейские танки. У шведского STRV 103, французского AMX 30 и немецкого леопарда лучшее соотношение мощности и веса, а также более низкие профили, что делало эти танки менее заметными.

M48A3 со 105-мм орудием L/51 по стоимости можно было сравнить с M60A1. Утверждается, что стоимость M60A1, составляла 223 000$.

Мостоукладчик на базе М60
Мостоукладчик на базе М60

Shillelegh - Дубина

В то же время как англичане посчитали, что 105мм орудие для танка самое то. Армия США посчитала, что этого недостаточно, и было предложено установить на танк «управляемую ракету с возможностью оперативного использования». Первым результатом этого стало создание легкого разведывательного корабля M551 Шеридан, который по мнению военных, танком не являлся.
 
Было поручено создать машину, вооруженной системой  известной как Shillelegh (Дубина) . Эта система должна была включать в себя использование сгораемой гильзы, над которой армия работала в течение нескольких лет и для которой, по ее мнению, было найдено удачное  решение.
 
Shillelegh была разработана был разработан подразделением Aero-Neu-tronics Philco-Ford. Это 152мм. гаубица, способная стрелять как обычным снарядом, так и управляемой ракетой. После запуска, стрелок управлял ракетой с помощью коллиматора направляя ее на цель, управление осуществлялось с помощью радио волны, воздействующей на сопло ракетного двигателя, это изменяло движение ракеты.
 
Так как стрелок должен постоянно иметь возможность наблюдать за полетом ракеты, стрельба ночью или находясь в движении была почти невозможна . Помимо этого есть еще один недостаток присущий многими другими ракетными системами, он заключается в том, что он направляет цель в инфракрасном свете до запуска ракеты, таким образом из-за  ИК-излучения, предупреждает противнкиа о возможном пуске ракеты
 
Поскольку есть возможность стрельбы обычными снарядами, у орудия довольно сложный казенный механизм. Обычные снаряды (ракеты) не имеют гильзы, вернее ее корпус выгорает, и не требует утилизации. Ракетный снаряд представляет собой твердотопливный ракетный двигатель длиной около 110см. и весом около 30кг. он имеет спрятанное оперение, которые открываются при выстреле, чтобы стабилизировать полет. Эта система установлена на M551 Шеридан, должна была стать основой для усовершенствования основного танка, начиная с M60A1, преобразовав его в M60A1E1 и M60A1E2 а также в МВТ 70.
 
танк M60 модификация  M60A1E1
танк M60 модификация  M60A1E1
танк M60 модификация  M60A1E2
танк M60 модификация  M60A1E2.
масштабная модель MVT 70
масштабная модель MVT 70.

Последнее название было разработано совместно с ГДР где его называют Keiler (в переводе немецкого это кабан или боров), Немцы решили заменить 152мм гаубицы на свои полностью автоматические 120мм орудия.  Предполагаемые затраты на на производство MVT 70 выросли примерно до 700 000$, и начиная с 1970 года, каждая страна решил пойти своим путем в этом вопросе.

Американский вариант должен был быть упрощен, исключив независимую подвеску, систему управления огнем и уменьшив мощность двигателя, чтобы снизить стоимость установки до 500 000$. Многие проблемы, которые преследовали программу, были вызваны неправильным анализом.

Гражданские аналитики, по-видимому, оценивали эти танки исключительно как противотанковое оружие, которое действовало как стационарная артиллерия, не принимая во внимание элементы скорости, мобильности и маневренности. Изначальное полное название - Tank, Combat, Full Tracked, 152-мм. Орудие/ Пусковая установка, XM 803.

В конце концов ему будет дано имя какого-то генерала.

Но вместо того, чтобы производить XM 803 в 1970 году, было решено выпускать M60A1 с более широкими гусеницами в течение еще нескольких лет, добавив полную стабилизацию орудия и улучшенные средства управления огнем, включающие компьютер и лазерный дальномер.


M60, как и у его предшественник M48, была модификация мостоукладчика.
M60, как и у его предшественник M48, была модификация мостоукладчика.
Башня с вытянутой носовой частью M60A1 обеспечила значительно больше внутреннего пространства, чем ее предшественница.
Башня с вытянутой носовой частью M60A1 обеспечила значительно больше внутреннего пространства, чем ее предшественница.

Это позволило заменить все танки серии M48 Паттон, как в действующих так и в резервных подразделениях.

Первоначально министерство обороны намеревалось внедрить систему Shillelegh, которая должна была устанавливаться на машины до тех пор, пока MVT 70 не станет доступен для массового изготовления. Модифицированные танки М60L1 должны были стать M60A1E1, в котором электронный компьютер заменил предыдущий механический компьютер. Новые танки, внешне не отличающиеся от прежних, должны были называться M60A1E2.

Первый из первых появился в 1965 году. Башни из модифицированных танков M60A1 должны были быть размещены на танках M48A3. В новой башне стрелок и заряжающий расположены низко с обеих сторон основного орудия. Командир находится выше и ближе к задней части орудия. В целом cилуэт танка низкий, за исключением купола командира, который значительно его увеличивает, как и в случае со всеми танками серии M48-M60.

Танк M60A1E2 оснащен приборами ночного видения, системой обозначения цели, лазерным дальномером, электронным компьютером с корректором угла наклона и датчиком движения цели. И основное орудие, и пулемет командира стабилизируются.

Промежуточный танк M60 был стандартным M48, модифицированным для установки британского 105мм орудия
Промежуточный танк M60 был стандартным M48, модифицированным для установки британского 105мм орудия
 
Комитет Конгресса по вооружению, в 1967 году заметил, что, несмотря на ежегодные ассигнования, армия не начала производство новых танков M60A1. Для определения причины задержки был создан специальный подкомитет по расследованию. Производство M60A1 было замедлено и, наконец, остановлено в 1967 году в ожидании производства M60A1E2.
Доклад подкомитета был представлен в 1969 году. Он был настроен критически по отношению к программе, и  в то время его результаты получили широкую огласку.
Тем не менее, отчет был несправедливым в том смысле, что в нем критиковалась вся система "Shillelegh", в то время как она показала себя очень хорошо. Это был случайный боеприпас для обычного снаряда, который вызвал проблему. Действительно, обычные боеприпасы без корпуса, разработанные для "Shillelegh", считались небезопасными из-за дыма еще в 1961 году.
 
К 1964 году еще одной проблемой стало воздействие влажности, которое вызвало перебои зажигания и разрыва, а затем еще одна преждевременная детонация , В 1966 году "Армейские исследования и разработки" одобрили закупки из-за страха потери средств, несмотря на рекомендацию прекратить закупки до тех пор, пока проблемы не будут решены.
 
Еще одна модернизация боеприпасов устранила проблему преждевременной детонации, но проблема сильного дымообразования оставалась проблемной и это была большая проблема. Само оружие получило в 1967 году открытый механизм уничтожения казенной части с использованием воздушных струй. В том же году было обнаружено, что у башен M60A1E1 были неисправные гидравлические стабилизаторы. Эти дефекты не могли быть установлены, но неисправные башни продолжали производиться.
 
Они были помещены в хранилище, пока разрабатывался новый стабилизатор. Устройство для сбора отходов после запуска ракет также было изготовлено перед тестированием, и, когда оно оно было задействовано, оказалось опасным, что привело к снижению скорострельности. Далее в отчете описана очередная модернизация устройства сбора отходов от ракет, в 1968 году. На этот раз оно было закрытого типа.
 
Основной танк M60A1 для боевых действий во Вьетнаме.
Основной танк M60A1 для боевых действий во Вьетнаме.
 
Некоторые из новых танков были завершены как M60A1, а некоторые были испытаны с другими видами вооружения.
 
В том же году было предложено сделать металлическую гильзу для ракеты, но от этого предложения отказались, потому что все еще считалось, что решение «не за горами». Постоянный оптимизм и страх потерять средства могли привести к компромиссу с первоначальными целями, но в отчете было не объективное утверждение, что в результате получилось оружие, в котором нет никаких реальных улучшений по сравнению с тем что было раньше.
Способность системы "Shillelegh" стрелять ракетами является удовлетворительной, и следует ожидать, что будет найдено решение использования обычных боеприпасов, даже если придется вернуться к боеприпасам с гильзой.
 
Несколько танков Шеридан были отправлены во Вьетнам. Были обнаружены проблемы от стрельбы тяжелым орудием в этой легкой машине, из-за загрязнения возвращающееся после выстрела орудие, не всегда возвращающимся в боевое положение, так же проблема была с боеприпасами, так как из было легко повредить из-за тонкого пластика.Но в целом, и танк и орудие были признаны пригодными для использования и имели определенный потенциал. Проблема влажности была решена, заключив патроны из тонкого пластика в стойки для боеприпасов.
 
Проект "K". Модернизированный M60A1 с более длинным орудием, установленным в новой башне с улучшенным баллистическим дизайном.
Проект K. Модернизированный M60A1 с более длинным орудием, установленным в новой башне с улучшенным баллистическим дизайном.
 
Подкомитет постановил, что угроза советской бронетехники не такая острая как предполагалось, чтобы оправдать начало производство до завершения разработки, но начальник штаба армии генерал Уэстморленд ( Уэстморленд, Уильям Чайлдз) напомнил Комитету по вооруженным силам в более поздних показаниях, что решение было принято в то время когда угроза считалась реальной. Он признал, что интеграция орудия и системы стабилизации в башне M60A1E2 «оказалась более сложной», чем предполагалось.
 
Результатом слушаний стало то, что эксплуатационные испытания «Shillelegh» во Вьетнаме и на испытательных полигонах, несомненно, приведут к ответам, но пока что будут производиться только танки М60А1. Башни для более поздних моделей будут храниться до тех пор, пока не будет найдено окончательное решение по системе стабилизации.
 
Представляется, что проблемы, возникшие в этой и других программах, были вызваны разделением ответственности, инициированным бывшим министром обороны Робертом Макнамарой, когда он начал полную реорганизацию Министерства обороны.

До этого времени разработкой и тестирование боеприпасов, занималась  служба ракетно-артиллерийского вооружения она могла принять или отклонить предложение. Межсервисное соперничество заставило систему работать.

Позднее получившаяся организация упразднила службу ракетно-артиллерийского вооружения в качестве проектного агентства и создала систему, основанную на «экономической эффективности», и не только создала гораздо больше агентств, эти агентства находились под меньшим контролем.


Средний танк М60А1 с комплектом для преодоления водных препятствий и командирской вышкой.
Средний танк М60А1 с комплектом для преодоления водных препятствий и командирской вышкой.
 
На это намекает другой доклад, на этот раз Управлением Главного контролера.
Разработка оружия в рамках более поздней организации осуществлялась руководителями проектов, которые подчинялись командованию армии, которое, в свою очередь, консультировало помощника начальника штаба по развитию сил, который санкционировал производство, а не начальника штаба.
 
Чрезмерно оптимистичный руководитель проекта или человек с желанием «хорошо выглядеть», чтобы министр финансов и
Бюджетное бюро не имели скептического отношения с финансовой точки зрения, могли игнорировать отчеты о реальных результатах тестов и представлять оптимистичные отчеты. Зачастую доклады в вышестоящей штаб-квартире не подвергались критическому анализу и продолжали передаваться и передаваться без вопросов . Обзор, проведенный двумя агентствами, подтверждает, что именно так и произошло в случае с «Shillelegh» .
танк M60A1, оснащенный  устройством самоокапывания и трубой, указывающей максимальную глубину 5 метров, которую можно изменять.
танк M60A1, оснащенный  устройством самоокапывания и трубой, указывающей максимальную глубину 5 метров, которую можно изменять.
M60A1, используемый в Австрии, показывает изменения в верхнем бронелисте, и упрощенные опоры для крыльев.
M60A1, используемый в Австрии, показывает изменения в верхнем бронелисте, и упрощенные опоры для крыльев.
Сиденье мехвода и органы управления в танке M60A1.
Сиденье мехвода и органы управления в танке M60A1.
1 - Ручка управления крышкой люка водителя. 2 - Перископ М27. 3 - Тормозной манометр. 4 - Тахометр. 5 - Перископ. M24. 6 - Спидометр. 7 - Рулевое управление. 8 - Раздвижная дверь с рассеивателем теплого воздуха. 9 -  Педаль газа. 10 - Рычаг переключения передач. 11 - купольный свет. 12 - Электророзетки. 13 - Блок управления,внутренним телефоном. 14 - Индикаторная панелью 15 - Главная панель управления. 16 - Ручка вентиляционного насоса и выключатель отопителя. 17 - Кронштейн крепления фар. 18 - Рычаг блокировки педали газа. 19 - Сиденье. 20 - Педаль тормоза. 21 - переключатель ближнего света фар. 22 - Ручной отсечный топливный клапан. 23 - Ручной насос герметизации башни. 24 - Манометр герметичности  башни. 25 - Система пожаротушения.

В результате этих событий Министерство обороны в конце 1969 года создало так называемый PROMAP-70. Это была целевая группа из 300 человек, которая начала изучать стоимость новых систем вооружения в течение всего жизненного цикла, чтобы разработать более жесткий контроль и более реалистичные оценки затрат.

Одной из первых пяти систем, которая была исследована, был танк M60A1E2 и ракетная система Shillelegh. Согласно журналу Army в апреле 1970 года, «проблемы стабилизации башни, которые преследовали программу M60A1E2, теперь решены,

разрешая модификацию, чтобы модернизировать те, которые армия уже приобрела на вооружение ». Будет выпущено только ограниченное количество, потому что MVT7O/XM8O3, как ожидается, будет произведен и выпущен к 1975 году. Остальные были выпущены как танки M60A1.

Кроме того, целевая группа заявила в качестве одной из своих первых рекомендаций, что на начальном этапе следует лучше выбирать руководителей проектов и что они должны оставаться на работе дольше, поскольку исследование показало, что 60 процентов руководителей проектов и их сотрудники проработали в таком качестве менее двух лет.


Загрузка снаряда Shillelegh через люк заряжающего в средний бак M60A1E1.
Загрузка снаряда Shillelegh через люк заряжающего в средний бак M60A1E1.
Открытые люки прототипа танка M60A1E2 показывают легкость доступа, которым обладает танк.
Открытые люки прототипа танка M60A1E2 показывают легкость доступа, которым обладает танк.
Вид спереди на три четверти M60A1E1 демонстрирует необычную конструкцию башни, планку ограничения опускания орудия и лестницу экипажа на левой стороне верхнего бронелиста.
Вид спереди на три четверти M60A1E1 демонстрирует необычную конструкцию башни, планку ограничения опускания орудия и лестницу экипажа на левой стороне верхнего бронелиста.
Этот вид сзади на три четверти M60A1E2 показывает прибор наблюдения под куполом командирского люка.
Этот вид сзади на три четверти M60A1E2 показывает прибор наблюдения под куполом командирского люка.
Приборы обзора  танка 60А1Е2 предусмотрены для всех членов экипажа.
Приборы обзора  танка 60А1Е2 предусмотрены для всех членов экипажа.
 
Модели Танка M60
Модификации танков M60 выглядят следующим образом: M60E1, M60 Interim Tank, башня с вытянутой носовой частью.

M60E2, управление танков как на месте мехвода  так и в башне.

M60A1, улучшенная модель, купол M19, перископический прибор наблюдения.

M60A1E1, новая башня Shillelegh, применяемая к существующим танкам M60A1.

M60A2 (M66), аналогично M60A1 с дальнейшими изменениями башни.

M60A1E2, новая башня с Shillelegh применяемая для танков M60 поздних серий

M60 AVLB, Мостоукладчик.

T118E1, Бронированный инженерный автомобиль (Trankdozer[танк-бульдозер]), шасси M60A1 с 15-тонным краном, A-образная рама и бульдозер.

Бронированный инженерный автомобиль M88 была основана на компонентах M48 и способна в случае необходимости следовать за основными боевыми машинами.

Бронированный инженерный автомобиль M88 была основана на компонентах M48 и способна в случае необходимости следовать за основными боевыми машинами.

Купол на М60А. M19, больше, чем M1, используемый на M48, на 10см. выше и на 22см длиннее. Пулемет  50 калибра управлялся и заряжался автоматически, но купол работал вручную. Углы вертикальной наводки пулемета от -15 ° до + 60 градусов. У этого купола есть восемь смотровых окон, и крышка люка откидывалась назад.
 
Ранее упоминалось о комплектах для пересечения водных препятствий для танков М48. В случае M60 были разработаны «береговые комплекты» или устройства для глубоководного погружения.
Танки герметизировались как и раньше, как и раньше, но кроме того, для командира предусмотрен высокий цилиндр, позволяющий полностью погрузить танк в воду, а затем командир отдает приказанья мехводу через устройство внутренней связи. устройство РДП, похожее на то, которое сегодня используется во многих армиях, большинство из которых отличаются только деталями. С ним M60 может бродить на глубину до 5 метров.

Устройство рассматриваемое для использования на более поздних танках, представляет собой лопастную антенну для радиоприемников. Успешное применение антен этого типа в верталетах привел к его испытанию на танках. Его низкий силуэт исключает опасность, когда транспортное средство находится рядом с линиями электропередачи, но главное преимущество заключается в том, что он обеспечивает более резкую настройку и, следовательно, намного лучший прием.

В дополнение к обычным радиоприемникам, которые можно переносить, есть в наличии VRC-24, специальная радиостанция с короткой цилиндрической антенной для использования радиосети тактического самолета. Корпорация Крайслер предложила выпускать коммерческий вариант танка M60A1 вплоть до 1970 года, также этот танк был известен как Проект K. Это версия, которая выгодно отличается от M60A1E2.

Вооружение представляет собой стабилизированный более длинный ствол “Shillelegh” с коаксиальным (соосным) 7-62-мм. Пулемет M73, оснащенный вспомогательным устройством с зарядки. Новая баллистическая форма делала силуэт танка более низким, на башню установили новым купол и пулемет 50го калибра с дистанционным управлением. Боекомплект был увеличен для всех орудий 57 снарядов для основного орудия ,7600 патронов 7.62 и 1530 патронов для 50 калибра.

Изменения подвески включали удвоение количества торсионных стержней, замену роторных гидравлических амортизаторов, которые заменили предыдущие фрикционные демпферы, и замену траков на алюминиевые гусеницы со съемными накладками. Эти изменения позволили увеличить опорные катки с 12х3 дюймов до 17х8 дюймов, что позволяет улучшить как скорость, так и проходимость. Хотя общий вес танка увеличился меньше чем на одну тонну.

 

Date: 25 August 2048 | Author: Michael 0

/Регистрация