Категория: статьи

История создания Шведского танка strv 103

В статье будет рассказана история создания Шведского танка strv 103 так же он известен как s-танк так что для сокращения будем называть его и так тоже 

В статье встречается понятие Система «crowbar»  со шведского можно перевести как аншпуг или монтировка, лом, в общем как некий рычаг которым можно, что-то поддеть и приподнять. 

Оригинальная производственная версия танка Strv 103 или S, тип A, без плавучего средства

Конструкция танков имеет тенденцию следовать устоявшейся схеме. В результате танки во многом напоминают друг друга. Но есть исключения из этого, наиболее заметным из которых является противоречивый шведский танк strv 103, который имеет много важных отличий от всех других танков.

Самой большой особенностью танка strv 103  является отсутствие башни. Одно это делает его нетрадиционным, но само по себе не представляет ничего нового. На самом деле, самые первые танки были безбашенными.

Но главное, что отличает S-tank от других ранних безбашенных транспортных средств, так это то, что его орудие зафиксировано относительно корпуса. В результате он обладает несколькими важными преимуществами по сравнению с другими более традиционными Шведскими танками, револьверного типа, а также безбашенными транспортными средствами.

шведский безбашенный танк значительно ниже, чем обычные танки с башней, это делает его более трудной мешенью. Кроме того, его фиксированное орудие устранило необходимость в пространстве, необходимом в башне и еще большего места  в безбашенной бронетехники при движении казенной части орудия.

Неподвижная установка орудия также позволила установить относительно простой автоматический заряжающий механизм, поскольку он исключает угловое перемещение между орудием и магазином боеприпасов. Это, в свою очередь, позволило обойтись без заряжающего, таким образом  сэкономить значительное количество места в бронемашине, сделав шведский безбашенный танк strv 103 еще более компактным и, следовательно, также более легким.

Эти и другие преимущества танк strv 103 подразумевают, однако, что его орудие может быть поднято или опущено только путем изменения угла наклона корпуса, а повернуто только путем поворота всего танка.
 
Другими словами, его оружие может быть нацелено только путем перемещения всего транспортного средства. До этого такой принцип не применялся, и только после нескольких лет разработки этот метод был успешно освоен.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИЗАЙНА

Идеи, которые привели к созданию безбашенного танка, возникли у Свена Берге, начальника отдела разработки танков в подразделении транспортных средств вооруженных сил Швеции. Возникли из его исследований танков, которые пришлись на начало пятидесятых годов и особенно внимание привлек французкий AMX-13.

В то время шведская армия действительно рассматривала возможность приобретения этого легкого танка у Франции, хотя в итоге она купила более мощных центурионов у Британии.

Тем не менее, некоторые особенности AMX-13 привлекли Берге. Как и другие дизайнеры танков, он признал преимущества новой качающейся или установленной на цапфе башни AMX-13.

Это позволило установить пушку ближе, чем когда-либо, к крыше башни, так что танк должен был меньше раскрываться при стрельбе, а также упростило оборудование для управления огнем и установил автоматический заряжающий механизм, поскольку пушка не двигалась относительно оптических приборов и магазина боеприпасов.

Все эти преимущества были получены из-за того факта, что орудие AMX-13 был закреплено в верхней части его двухсекционной колеблющейся башни. Однако колеблющаяся башня также имела свои недостатки

Lvkv 42 экспериментальная 40 мм. самоходная зенитная пушка с регулируемой подвеской, построенная компанией Bofors в 1954 году
 

Это привело к тому, что компания Berge предложила альтернативный способ использования своих полезных функций в виде безбашенного танка с фиксированным орудием.

Происхождение идей, которые привели к танку strv 103, особенно интересно, в ретроспективе это выглядит как логическое развитие более ранних самоходных орудий и другой безбашенной бронетехники. Это так же интересно, как и развитие традиционных танков, с башней установленной на гусеничной подвеске.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Берге выдвинул свое первоначальное предложение в августе 1956 года. В то время некоторые из воплощенных в нем концепций уже были частично доказаны, и это, по сути, способствовало реализации.

В частности, шведская компания AB Bofors, всемирно известная своими пушками, в период с 1949 по 1954 год разработала экспериментальную самоходную 40-мм зенитное орудие с регулируемой гидромеханической подвеской, которая показала возможность поднятия или опускания пушки путем изменения положения корпуса, в котором оно было установлено.

Возможность поворота орудия путем поворота транспортного средства была менее ясна. То, что орудие можно было быстро развернуть, используя систему рулевого управления сцепления и тормоза, было показано несколькими годами ранее, когда шведская армия провела испытания немецкого штурмового орудия Sturmgeschutz III, а также нескольких других иностранных транспортных средств, приобретенных для исследования после Второй Мировой войны.

Но возможность точного поворота орудия, еще предстояло выяснить: Sturmgeschutz и остальные, кроме одного экземпляра с установленными на корпусе орудиями могли перемещать их в ограниченной степени относительно корпуса для точного наведения

 

Единственным исключением был французский Char В  тридцатых годов. Этот танк имел установленное на корпусе 75-мм. орудие, поднималось независимо от корпуса,

Танк Char В

это достигалось путем поворота транспортного средства с помощью дифференциального рулевого механизма с гидростатическим приводом. Система рулевого управления была взята

из экспериментального танка SRB, разработанного в 1921 году под руководством Э. Брилли, из компании Schneider, которая разработала первый французский танк. Это обеспечивало, бесступенчатое изменение скорости гусениц, что на много лет превосходило ее по сравнению с другими системами рулевого управления.

Однако, несмотря на отличную систему рулевого управления, метод прицеливания 75 мм. орудия Char В путем поворота всего танка оказалось не совсем удовлетворительным Танк был введен в эксплуатацию в 1936 году и в итоге был заброшен.

Таким образом, в окончательной версии Char BI ter, из которых только пять были построены до того, как французская армия была разгромлена в 1940 году, пушка больше не была зафиксирована на корпусе, и могла перемещаться независимо от корпуса по дуге в 10 градусов.

Опыт французской армии с Char B не обескуражил Берже и не помешал принять его предложение для дальнейшего изучения Шведских пт сау. Тем не менее, это ясно указывало на необходимость пересмотреть проблему крепления орудия. Впервые это было исследовано зимой 1957-58 гг.

В Шведском танкостроительном центре в Сковде с использованием IKV 103, легкого безбашенного танка с 105-мм орудием. Орудие, построенное AB Landsverk и Bofors, оснащенная  системой рулевого управления «crowbar».

По сути, система «crowbar» состояла из рычага с каждой стороны транспортного средства, при этом один конец каждого рычага крепился на корпусе, а другой имел ножку, которую можно было удерживать на гусенице и перемещать ее, когда рычаг вращался вокруг оси с помощью гидравлического поршня, установленного на раме, прикрепленной к передней части танка.

Система «crowbar», установленная на IKV 103, обеспечивала простой метод точного управления движением на на небольших гусиницах и доказала, что оружие можно нацеливать с достаточной точностью, поворачивая транспортное средство с подходящей системой рулевого управления.

Результаты, полученные на IKV 103, были проверены в 1959 году на шасси среднего танка США M4 Sherman. В этом случае рычаги системы «crowbar» располагались между гусеницами и корпусом.
IKV 103 эксперементальное самоходное орудие с внешней “рычажной” системой упраления
Поршни находились внутри надстройки на корпусе над гусеницами, что делало все это более аккуратным. Тем не менее, основной причиной строительства второй установки, было выявление непредвиденных сложностей связанных с габаритами и весом между 9-тонным IKV 103 и предполагаемым танком, который, как и шасси Шермана, должен был весить около 30 тонн.
 
Шасси Шермана также было оснащено 150-мм безоткатным орудием для изучения поведения жестко монтируемых орудий, что первоначально было опробовано в Германии к концу Второй мировой войны. Жесткий монтаж  орудия оказался приемлемым, но он не был продолжен.

КОМПОНЕНТНОЕ РАЗВИТИЕ

В то же время, на основании результатов, полученных с помощью IKV 103 и расчетов, Bofors был заключен контракт в середине 1958 года на разработку предложенного безбашенного танка с фиксированным орудием. Это должно было воплощать такие новые функции, как регулируемая гидропневматическая подвеска, новая система рулевого управления и автоматический механизм заряжания.

К тому времени Бофорс разработал только две бронированные машины, и ни одна из них не вышла за пределы стадии прототипа.

Одним из них был Lvkv 42, 13,5 тонны с 40 мм самоходная зенитная установка с регулируемой подвеской, построенная для шведской армии в 1954 году; другой был 20-тонный безбашенный 120-мм пт сау с автоматическим зарядным механизмом, который был построен Bofors по собственной инициативе в конце сороковых годов.

Тем не менее, обе машины включали в себя оригинальные характеристики, которые повлияли на характеристики S-танка, Бофорс были хорошо подготовлены для его разработки, в основном из-за очень большого опыта систем управления карабельными и зенитными пушками, который был весьма кстати для такой сложной боевой машины, как S-танк.

Шасси среднего танка Sherman с внутренней «рычажной» системой рулевого управления
Бофорс 120 мм. экспериментальный самоходное орудие с автоматической системой заряжания
 
Кроме того, Бофорс помогли в разработке шведский танк strv AB Volvo, ведущие производители двигателей в Швеции, которые были привлечены к  проекту в 1959 году в качестве субподрядчиков для силовой установки, и AB Land-sverk, который стал субподрядчиком для ходовой части чуть раньше, в мае 1959 года, Бофорс получил заказ от шведской армии на изготовление двух прототипов. 
 
Примерно в то же время шведская армия также решила отказаться от разработки более раннего башенного танка Strv KRV, разработанного AB Landsverk, который был ведущим производителем танков в Швеции с 1930 года. Это было 45-тонная машина, приводимая в действие специально разработанным 850 л.с. V-12 двигатель с искровым зажиганием с воздушным охлаждением, танк должен был быть оснащен большой башней, спроектированная Bofors и гладкоствольным 150 мм орудием с автоматической системой заряжания.
 
Однако башня так и не была изготовлена, и два шасси танка KRV, построенные к 1957 году, были превращены в испытательные стенды для компонентов S танка. В ходе этого процесса количество опорных катков было уменьшено с шести  до четырех на каждую сторону, также вес вес был снижен до 30 тонн чтобы в этом отношении они напоминали S-танк.
 
Модифицированное шасси затем было оснащено гидропневматической подвеской, предназначенной для танк strv 103, которая была тщательно протестирована на них в 1960 году, и новым рулевым механизмом с гидростатическим рулевым приводом. Наконец один из них был также оснащен высокоскоростной пушкой - 83,4 мм. 20-фунтовые современные центурионы.
 
Таким образом, еще до того, как был изготовлен первый прототип s tank, его основные компоненты прошли всесторонние испытания, и его общие характеристики были одобрены.
масштабная модель 45-тонного танка KRV, который должен был быть снабжен гладким стволом 150-мм с автоматической системой заряжания

ПОДВЕСКА И РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Окончательное доказательство концепции s tank было предоставлено двумя прототипами, которые были завершены в 1961 году и впервые включили в себя все основные характеристики. Гидропневматическая подвеска, которая позволяла изменять наклон корпуса, включает четыре опорных катка с каждой стороны, переднее и третье колеса установлены на поперечных рычагах, а второе и четвертое - на продольных.
 
Каждый рычаг соединен с поршнем в гидравлическом цилиндре, он  в свою очередь гидравлически связан со вторым или пружинным цилиндром, где плавающий поршень отделяет гидравлическую жидкость от пружинящей среды, которая является азотом. Цилиндрические узлы двух центральных колес с каждой стороны независимы относительно друг друга и от остальной части системы.
 
Но блоки подвески переднего и заднего колес соединены по диагонали через корпус, например, передний правый блок соединен с задним левым блоком, и каждое гидравлическое соединение включает в себя поршневой насос прямого вытеснения, который может передавать жидкость от переднего к заднему блоку или наоборот.
 
Это изменяет угол наклона корпуса, изменяя положение рычагов катков,следовательно  поднимает орудие максимум на 12 градусов над горизонтально или опускает его на 10 градусов.

Изменения наклона корпуса неизбежно привело к изменениям длины траков, которую нужно было компенсировать. Обычный метод с помощью механического управления положением холостого хода был признан слишком громоздким, в системе подвески с диагональной связью добавили еще одну электрогидравлическую сервасистему.

Диагонально соединенная подвеска, изменяет высоту корпуса над землей, одновременно добавляя или вычитая одинаковое количество жидкости для переднего и заднего блоков, и тем самым компенсирует изменения длины траков.

Между каждой парой баллонов имеется специальный клапан для демпфирования движения танка, а также имеется гидравлическое соединение между четырьмя передними и задними катками, что обеспечивает стабильную трехточечную опору для корпуса. Кроме того, имеются отсечные клапана, которые могут изолировать любой из четырех катков в случае его повреждения, в то время как с тремя остальными катками все еще возможно управление наклоном корпуса.
 
Чтобы подвеска была более надежной, она была приспособлена для работы при относительно низком давлении, хотя это сделало ее несколько менее компактной. Наиболее уязвимые части подвески, а именно поддерживающие катки, такие же, как у центурионов, так что их сделали легко заменяемыми из набора запасных катков.

Вторая проблема была связана,  с жестко смонтированным орудием, ее решили с помощью новой двухступенчатой ​​системы рулевого управления. По сути, она состоит из двойного дифференциала с гидростатическим рулевым приводом и системой сцепления и тормоза, которая срабатывает при резких поворотах.

Прототип KR-V танка цилиндром  эмитирующим башню

Шасси KRV, модифицированного в испытательный стенд для гидропневматической системы подвески и рулевого управления S танка

Испытательная установка на базе шасси KRV, оснащенного 20 фунтовым орудием от  центурион

Таким образом, система рулевого управления танка strv работает в два этапа. В первом случае она ведет себя как дифференциальная система, так что  не теряет скорость во время рулевого управления. В то же время гидростатический привод рулевого управления делает рулевое управление бесступенчатым и обеспечивает плавное перемещение, необходимое для точной установки орудия на цель.

На втором этапе рулевого управления, когда одно из сцеплений отключается и задействуется тормоз, рулевое управление ведет себя как зубчатая система на очень низкой передаче. Это позволяет S-танку очень быстро менять направление - настолько, что он может поворачивать свое орудие так же быстро, как башня обычного танка.

 

Обеспечение контроля тангажа корпуса и двухступенчатой ​​системы рулевого управления, несмотря на всю его неизбежную сложность, не привело к каким-либо осложнениям с точки зрения пользователей  танка.

Танк strv 103 на самом деле проще в эксплуатации, чем другие танки, благодаря интеграции рулевого управления и управления пушкой в ​​единый блок, состоящий из коробки с ручками.

Вращение коробки вокруг вертикальной оси управляет танком: первые 23 градуса вращения управляют гидростатическим рулевым механизмом, а дальнейшее вращение приводит в действие систему сцепления и тормоза.

Вращение рукояток, с другой стороны, изменяет высоту корпуса. Кроме того, блок управления содержит ряд кнопок для загрузки и запуска основного и вспомогательного вооружения. 

Как водитель, так и командир танка strv 103 снабжены таким блоком управления, и каждый из них также имеет акселератор и педаль тормоза, так что любой из них может управлять танком самостоятельно, командир может заменить наводчика.

Обычно от водителя также ожидается, что он будет стрелком, но если цель должна быть быстро отработана, командир, вероятно заметивший ее первым, может сделать это сам. Таким образом, командиру не нужно совершать никаких, чтобы отдавать приказы другим членам экипажа, которые должны реагировать на них, пока цель не поражена.

Блок гидро пневматической подвески

Рисунок прототипа S-tank, с ящиками под пулемет 7.62

Блок, управления подвеской и механизмом заряжания Фото Шведского танка

Прототип S-tank с оригинальными траками.

Чертеж прототипа S-танка в, на котором показано переднее расположение двигателей и трансмиссии и заднее расположение магазина боеприпасов.

Водитель/наводчик и командир расположены рядом друг с другом в центре танка. Позади водителя и лицом назад находится третий член экипажа танка strv 103 из трех человек - радист, которому также предоставляется упрощенный набор средств управления движением, чтобы он мог вести танк назад. Назад ему двигаться так же легко, как и вперёд, это свойство танка strv 103 и дает ему уникальное преимущество в этом отношении перед другими.

Расположение третьего члена экипажа, обращенного назад, также означает, что он может постоянно следить за задним сектором  S танка, что также дает ему уникальное преимущество перед другими танками.

Фото Шведского танка strv 103

Фото Шведского танка strv 103

Фото Шведского танка strv 103

Фото Шведского танка strv 103

танка strv 103 b

СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ

Между водителем/наводчиком и командиром S-танк  находится орудие калибром 105 мм. Орудие очень похоже на британское L7 105-мм. Орудие использовалось в нескольких танках, в том числе в окончательных версиях Центуриона, США M60, немецкого леопарда, швейцарского Pz.61 и англо-индийских Vickers Vijayanta, и оно может стрелять боеприпасами того же типа.

Это особенно важно для шведской армии, так как в ее бронетанковых частях значительное количество центурионов. Однако орудие изготовлен в Швеции компанией Bofors и имеет 62 вместо 51 калибра, что дает его снарядам APDS скорость, значительно превышающую 1450 м / с у более короткого ствольного орудия.

Более высокая скорость дает в свою очередь, большую пробивающую способность, в результате чего улучшение  бронепробитие обычной броне пластины на расстоянии более 500 метров. В то же время углы склонения орудия меньше, чем углы у более коротких орудий, установленными на башне, потому что его казенник расположен в задней части танка.

 

Позади отсека экипажа, в задней части корпуса, находится магазин на 50 снарядов для орудия с автоматическим механизмом заряжания с гидравлическим приводом.

Магазин разделен на две половины, одна половина обычно содержит снаряды APDS, а другая снаряды HE. Снаряды укладываются в десять стоек и под действием силы тяжести спускаются на загрузочный лоток, откуда они транспортируются к центру области магазина гидравлическим поршнем - по одному на каждую половину магазина.

Как только снаряд достигает центра лотка, другой поршень поднимает его до уровня казенной части, а четвертый толкает его в орудие. После выстрела пустую гильзу автоматически выбрасывается через люк в задней части танка. Поскольку между установкой орудия и магазином боеприпасов нет относительного перемещения, весь процесс заряжения относительно простой.

Магазин загружается снаружи через два люка в задней части корпуса, и два человека могут сделать это примерно за 10 минут, что значительно меньше времени, необходимого для укладки более обычных танковых танков, а также меньше утомляет.

 

Помимо того, что отпадает необходимость в заряжающем, экономится место и  весь магазин становится доступным для стрельбы автоматически, автоматическая система заряжания S-танка также увеличил скорость стрельбы до 15 выстрелов в минуту, что почти в два раза больше скорости стрельбы танков с снарядами ручной загрузки такого же калибра.

Его скорострельность на самом деле такова, что орудие S-танк может стрелять 105-мм. очередями, чтобы увеличить вероятность уничтожения особо опасной цели, и возможность сделать это увеличивается за счет автоматической блокировки подвески при каждом нажатии кнопки стрельбы из орудия, что делает возможным стрелять последовательными выстрелами без корректировки наведения.

Помимо основного орудия, танк strv 103 в прототипе должен был оснащаться четырьмя пулеметами 7,62-мм. пулеметы должны были монтироваться попарно в бронированных ящиках с каждой стороны передней части корпуса. Все четверо должны были быть прицелены параллельно с 105-мм орудием. Огонь из них осуществлялся с пульта дистанционного управления.
 
Вращающийся купол командира был аналогичен тому, который был установлен примерно в то же время на бронетранспортере Pbv 301, и подобно тому, как последний должен был быть снабжен 20 мм. автоматической пушкой. Однако ее установка на танк strv 103, так и не была реализована.
Слева - дизель Rolls-Royce K.60 и справа - газовая турбина Boeing 502-10MA с зубчатой передачей, которая соединяет их с выходными валами.

УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

Поскольку задняя часть корпуса была занята магазином боеприпасов, отсек двигателя и трансмиссии должен был быть расположен спереди. Фактически он содержит два разных двигателя, установленных рядом друг с другом и ориентированных на общую мощность, один из которых является дизельным, а другой - газовой турбиной.

до того как это было принято для S-танка, комбинация дизеля с газовой турбиной использовалась только на военных кораблях. Там это дало преимущество экономии дизеля для плавания и возможности обеспечить дополнительную мощность, требуемую в течение ограниченных периодов времени от относительно компактной газовой турбины.

Аналогичные соображения привели к принятию комбинации для S-танка. Таким образом, дизель предназначался для использования в одиночку в нормальных условиях работы, когда требовалась не очень большая мощьность, и газовая турбина должна была включаться только на относительно редкие периоды, когда требуется большое количество энергии. Такая договоренность не только позволила более эффективно эксплуатировать дизель и высокая удельная мощность газовой турбины, но также сводит к минимуму неэффективность последней, ограничивая ее работу периодами пиковой нагрузки.

Использование газовой турбины также давало преимущество в том, что она легко запускалась, особенно в холодных погодных условиях, и ее можно было использовать в качестве стартового двигателя для дизеля, когда температура была очень низкой, что является важным моментом в зимних условиях Швеции. Зубчатая передача, соединяющая оба двигателя, также позволяла использовать любой из них для управления танком в чрезвычайной ситуации, что вдвое уменьшало общий риск того, что танк был обездвижен из-за отказа двигателя

При выборе дизиля выбор пал на, Rolls-Royce K-60, 6-цилиндровый двухтактный опазитный двигатель с водяным охлаждением, который был только что разработан для требований британской армии. Тем не менее, два прототипа S-танка все еще должны были быть оснащены его предшественником с искровым зажиганием, 8-цилиндровым Rolls-Royce B.81, который развивал 230 л.с.

Но К-60 предоставил 240 б.с. и был соединен с автоматической трансмиссией гидрокинетического гидротрансформатора Volvo, выходная мощность которой совмещена с выходной мощностью газовой турбины для привода траков. K-60 также имеет гидростатический рулевой механизм через коробку отбора мощности. Г

азовая турбина была американским Boeing 502-10MA, простым агрегатом без теплообменника и, следовательно, относительно неэффективным, но компактным и проверенным, использованным военно-морским флотом США.

Выработано 330 б.ч. но он давал большую мощность, чем поршневой двигатель с той же номинальной мощностью, потому что ему не приходилось приводить в действие охлаждающие вентиляторы, которые потребляют значительную долю полезной мощности поршневых двигателей.

Газовая турбина Boeing должна была быть заменена вовремя более эффективной газовой турбиной Volvo с теплообменником, но этого так и не произошло. В конце концов, другая, более мощная модель Boeing пришла на смену оригинальной и с лихвой компенсировала мощность, которая ожидалась ранее,  благодаря дальнейшей разработке дизеля K-60.

В разное время также рассматривались различные другие дизели с высокой производительностью , как только они стали доступны, в качестве возможной замены для комбинации дизель-газовая турбина, но ни один из них не смог обеспечить столько мощности и вместимости в предлагаемом пространстве s-танком.

Испытание модификации танка strv с отсутсвующими пулеметными ящиками

Изначальный вариант танка strv 103  с куполообразной командирской башенкой

сравнение S-танк ,слева,с традиционным центурионом, башенным танком. изначальный вариант S-tank с пулеметом 12.7 мм.

ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫЖИВАНИЯ

 

Расположение моторного отсека в передней части S-танка затрудняло доступ к нему. Фактически, необходимо было предусмотреть удаление передней бронепластины, которая была разделена на три части.

Таким образом, часть лобовой брони на любой стороне центральной части может быть отстегнута и повернута, чтобы обеспечить достаточный доступ для обслуживания двигателя. Но для замены дизеля центральная часть пластины и ствол орудия также должны быть удалены.

С другой стороны, расположение двигателей перед отсеком экипажа повысило защиту от атаки с наиболее вероятного направления. Основную лобовой брони, разумеется, обеспечивает приведенная бронепластина, которая исключительно хорошо скошена благодаря особой конфигурации S-танка и поэтому особенно эффективна против высокоскоростных бронебойных снарядов.

Ее эффективность была дополнительно повышена за счет добавления ряда горизонтальных ребер или прямоугольных стержней, которые отклоняют снаряды и тем самым увеличивают защиту при без увеличения веса, чем добавление бронепластин большей толщины. Ребристая броня, однако, не использовалась ни на одном из прототипов.

Дополнительная защита также была получена от атаки кумулятивными снарядами или ракетами, путем размещения основных топливных баков вне корпуса над гусеницами. Уязвимость S-танка также сокращало

Относительно низкое расположение его орудийных боеприпасов, который является наиболее серьезным источником пожаров в танках, броня которых была перфорирована.

Шансы S-танка на выживание на поле боя также значительно увеличиваются благодаря его низкому силуэту. Его высота, измеренная до верха крыши, на самом деле составляет всего 1,9 метра по сравнению с высотой не менее 2,3 или 2,4 метра для традиционных танков. Как следствие, он представляет собой гораздо более сложную цель для вражеского оружия, и вероятность его поражения значительно снижается.
 
Например, при стрельбе на дистанции 1000 метров из обычного танкового орудия без сложного оборудования для управления огнем вероятность поражения на 12 процентов ниже, чем у самого низкого из современных башенных танков.
 
Его шансы избежать попадания даже больше 12 процентов , потому что нижний бронелист любого танка обычно скрыт неровностями земли, что означает, что процентная разница между выставленной высотой S-танка и обычного танка значительно больше, чем разница между их фактической высотой.
 
Таким образом, когда нижний бронелист обоих типов игнорируется, шансы попадания на 1000 метров становятся на 34% ниже для танка strv 103. Иными словами, вероятность поражения танка strv 103 составляет всего около 60% от вероятности более высоких танков с башнями.
Выезд танка strv 103 с флотационным экраном на берег
шведский безбашенный танк strv 103 преодалевает водное препедствие
шведский танк strv 103 с пристегнутым устройством самоокапывания
цех по сборке шведских танков strv
 

ПРЕДЗАКАЗАННЫЕ ТАНКИ STRV 103

Различные характеристики S-танка были тщательно протестированы, начиная с середины 1961 года с одного из двух прототипов. Тем не менее, еще до того, как производство первого прототипа было завершено, шведская армия настолько уверена в надежности концепции безбашенного танка strv 103, что в середине 1960 года она заказала у Bofors предсерийную серию из десяти автомобилей. Первое из них было завершено в 1963 году, и они были подвергнуты дальнейшим, гораздо более обширным испытаниям.

Как и следовало ожидать, опытные образцы S-танков включили в себя ряд изменений, вызванных испытаниями, и ряд функций, которые S-танк должен был иметь с самого начала, но которые были исключены из опытных образцов.

Одним из наиболее очевидных изменений было добавление в передней части корпуса прочного кронштейна для поддержки орудия, особенно против изгиба,от случайных ударов. После таких случаев на закупленной ранее английской бронетехнике с похожим орудием. Орудие танка также оснащено вытяжкой. Это, вместе с автоматическим выбросом стреляных гильз, практически исключило все возможные попадания пороховых газов в отсек экипажа.

Также добавлены два поддерживающих катка  с каждой стороны, ранее трак опирался опиралась на верхнюю часть опорных катков, и к гусеничным звеньям были прикреплены резиновые накладки, чтобы улучшить ходовые качества.
 
Менее очевидным изменением стала замена правой пары пулеметов  7,62 мм. на более крупный калибр 12,7 мм. дальномерный пулемет. Дальнобойный пулемет занял место оптического дальномера, который сначала рассматривался для S-танка и был установлен на большинстве современных танков, за исключением Великобритании, где 12,7-мм. дальномерный пулемет разрабатывался изначально .
 
Тем не менее, бронированные ящики для пулеметов не были установлены ни на одной опытной серийной машине, и даже когда их не было, оружие обычно устанавливалось в правой коробке, потому что идея использования крупнокалиберного пулемета была оставлена ​​к 1966 году.
 
Две другие особенности Шведского танка strv 103, которые материализовались только во время испытаний опытных образцов, хотя они были запланированы ранее, были складным экраном превращающим танк в плавсредство и бульдозерным отвалом.
 
Экран был разработан в Британии во время Второй мировой войны, но S-танк был первым танком, предназначенным для его постоянного ношения, аккуратно сложенного в специальном  футляре, проходящим вокруг верхней части корпуса, где он защищен от пуль стрелкового оружия. и осколков снарядов. Экран спереди имеет отверстие, для размещения выступающего ствола орудия, щель закрывается с помощью зажимов.
 
В общей сложности экипажу требуется 15 минут, чтобы установить экран, который позволяет S-танку плавать и грести через водные препятствия с помощью его гусениц со скоростью до 5,5 км / час. Двигательный эффект гусениц увеличивается за счет коротких кожухов, установленных над их передней частью, и S-танк может входить в воду или выходить из нее в более выгодном положении, чем другие транспортные средства, поскольку корпус и экран можно наклонять с помощью регулируемой подвески.

Регулируемая подвеска также облегчает установку на S-танк с бульдозерный отвал, с помощью которого он может закапываться для большей защиты. Обычно отвал складывается под носовой частью корпуса, но при необходимости его достаточно только повернуть вперед и закрепить с помощью двух шпилек, что выполняется вручную экипажем примерно за 5 минут.

Как только это будет сделано,  отвал придет в вертикальное положение , следовательно, глубина разреза будут контролироваться путем наклона корпуса танка с помощью его подвески.

РЕДАКЦИЯ МОДЕЛИ

Испытания опытных образцов и совершенствование деталей конструкции продолжались до 1967 года. До этого времени затраты на разработку S-танка, включая строительство двух опытных образцов и десяти танков для испытаний, составляли 120 миллионов шведских крон, или 8,4 млн. фунтов стерлингов.

Это означало, что разработка S-танка обошлась достаточно дешево, меньше чем разработка некоторых других танков, несмотря на его новизну и изощренность.

Тем временем шведская армия решила принять танк S-танк для своих бронетанковых подразделений и в июле 1964 года разместила у Бофорса производственный заказ на сумму 33 миллиона фунтов стерлингов. Заказ начал приносить плоды три года спустя, когда Бофорс начал поставлять серийную модель, которую они назвали танк strv 103 A.

Танк strv 103b вид сзади

танк strv 103 вид спереди

Фото изначальной версии танка Strv-103

Внешне серийные модели отличались от опытных образцов главным образом наличием ребристой брони, нового купола  командира и ящиков в задней части корпуса. Однако их наиболее интересной особенностью является комбинационный перископ Jungner OPS-1 и прицел, один из которых предназначен для командира, а другой - для водителя / наводчика.

Он состоит из призматического перископа с однократным увеличением и исключительно широким углом обзора в 102 градуса в сочетании с бинокулярным прицелом с увеличением в шесть, десять или восемнадцать раз в зависимости от положения небольшого селекторного рычага, окуляры которого расположены чуть ниже дна линза перископа.

Инструмент водителя / наводчика зафиксирован, а у командира гиростабилизирован по высоте и установлен в механизированном куполе, который гиростабилизирован по азимуту. Как следствие, командир может легче наблюдать за ходом, чем командиры других танков, и, когда он заметил цель, он может повернуть танк к нему, удерживая цель в поле зрения.

Поверх командирского купола монтируется пулемет 7,62 мм., из которого командир может стрелять, не выставляя себя. В дополнение к перископу/прицелу ОПС-1 на куполе командира также установлены четыре простых перископа вместо трипликсных смотровых окон присущих американским танкам, а также

один такой перископ для водителя и два для радиста, что дает экипажу полный круговой обзор. Все перископы оснащены бронированными забралами, которые управляются ручками изнутри танка.

Козырьки не только обеспечивают защиту от случайного повреждения, когда перископы не используются, но также могут использоваться для устранения бликов от окуляров перископа, которые преждевременно обнаружат танк ночью.

Прицел/перископ также был разработан для передачи лазерных импульсов и эхо-сигналов. Эксперименты с лазерным дальномером для S-танка начались еще в1965 году, и в серийных Шведских танках предусмотрена возможность его установки в сочетании с перископом/прицелом командира или водителя/наводчика.

Первоначальная серийная модель типа А была оснащена той же газовой турбиной, что и прототипы и опытные образцы, но более поздний тип В был оснащен более мощным Boeing 553, сделанной в Бельгии компанией FN-Boeing SA, которая была принята в 1966. Развивает мощность 490 л.с. и улучшила производительность танка, в частности его ускорение и среднюю скорость движения по дороге.

ТАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Поставка серийных танков Strv 103 позволила шведскому бронетанковому подразделению испытывать S-танк более глубоко. Испытания, которые в основном носили тактический характер, подтвердили, что S-танк Strv 103 может выполнять все, кроме одной из ролей, ожидаемых от танков, и что он имеет несколько преимуществ по сравнению с обычными Шведскими танками. К похожимвыводам  пришли в Британской компании conclude® 'waS, где в 1968 году были оценены два S-танка.

Единственное, чего не может сделать S-танк, - это двигаться в одном направлении, а не наводить свое основное орудие в другом, как это делают танки с башней. «Другими словами, он не может поражать основные цели на ходу, хотя они могут оказаться перед ним в короткий диапазон врнмени. Это породило много предубеждений мнение и оно упорно сохраняется, что танк strv 103 это танк, только для статичных целей.

Однако все танки должны точно стрелять, даже когда их орудия стабилизированы по высоте и азимуту. Действительно имеет значение, так это скорость, с которой танк strv 103 может остановиться и выстрелить из своего орудия, это зависит от общего времени реакции экипажа. Это зависит от нескольких действий, длительность выполнения  которых была значительно уменьшена в шведском танке strv 103, некоторые были полностью устранены.

В частности потому, что его командир и водитель/наводчик оба снабжены набором интегрированных средств управления движением и орудием, либо могут остановить танк и стрелять из орудия самостоятельно.

Таким образом, время которого не хватает в обычном танке, между командиром, заметившим цель, и отдающим приказ, и водителем/стрелком и заряжающим, все эти действия были исключены s танке . В результате S-танк может реагировать так же быстро или даже быстрее, чем обычный танк.

Конечно, бывают случаи, когда способность танка вести огонь по обоим флангам является преимуществом, хотя это предполагает наличие относительно более уязвимых сторон корпуса для противника. Но во многих других отношениях танк strv 103 имеет преимущество.
Содержимое напалмовой бомбы, горящей вокруг резервуара S, для чистки которой понадобилось всего несколько минут, чтобы снова приступить к действиям
S-Танк с взорвавшейся миной под его траками-на испытаниях по выживанию после этого ходовая может быть отремонтированы, экипажем в течении 3 часов
 
Например, обладание двумя двигателями снижает шансы его обездвиживания. Точно так же, поскольку командир и водитель/наводчик обеспечены дублированным управлением движения и орудием, танк strv 103 все еще может воевать, когда любой из них выведен из строя. Другими словами, в аварийной ситуации S-танк может эффективно эксплуатироваться одним человеком.
 
При нормальных условиях дублирование органов управления значительно снижает нагрузку на экипаж. Конфигурация S-танка не только делает его трудной мишенью, но также облегчает использование наземного укрытия и, в частности, поиск выгодных позиций для стрельбы.
 
Это также позволило обеспечить его экипажу высокую степень защиты, несмотря на то, что при 37 тоннах танк strv 103 является одним из самых легких членов боевого братства танков нынешнего поколения.
 
Высокая степень защиты, обеспечиваемая танком strv 103, особенно отчетливо проявлялась в ходе обширных испытаний на неуязвимость, проведенных между 1968 и 1970 годами. Во время этих испытаний танки strv 103 успешно пережили огонь высокоскоростных танковых орудий, пехотных противотанковых орудий и авиационных пушек, взрывы противотанковых мин, напалмовых бомб и даже смоделированный  ядерный взрыв.
 
 
Калибр орудия 105 мм
Длина орудия 62 калибра -  6510мм
Боекомплект 50 снарядов
Стационарные пулеметы 2x7.62 мм
Навесные пулеметы 1 x7.62
Масса 37000 кг
Масса со снаряженным магазином 39000 кг
Длина с орудием и ящиками ЗИП 9.8 м
Без орудия и ящиков 7.0 м
Общая ширина 3.6 м
Ширина без съемных частей 3.4 м
Высота до крыши мехвода 1.9 м
Высота до командирской башенки 2.1 м
Дорожный просвет, по центру 0.5 м
Дорожный просвет,по бокам 0.4 м
Ширина траков 0.67 м
Межосевое расстояние 1.1:1
Давление на грунт 0.9 кг/см2
Модель дизельного двигателя Rolls-Royce K-60
Лошадиные силы дизельного двигателя 240
Модель газовой турбины FN-Boeing 553
Лошадиные силы турбины 490
Максимальная скорость 50 км/ч
Запас горючего  300-400 км
Экипаж 3 человека
   

Date: 25 August 2048 | Author: Michael 0

/Регистрация